В моей домашней библиотеке, как у любого страстного коллекционера, есть книги, приобретенные в порыве азарта, в полнейшем беспамятстве и по большому счету ненужные. Время от времени, чистя полки, я только диву даюсь: зачем и когда я купила эту вот книжицу или этот вот журнал – мне что, интересно елизаветинское барокко или английская карикатура? Утешает только одно: я в этом не уникальна.
И вот на днях, занятая чисткой своих прошлых грехов, я сняла с полки такое вот ненужное издание: это была годовая подшивка красивейшего немецкого журнала «Берлинский архитектурный мир» в горящем золотом издательском переплете. Журнал, надо сказать, был действительно прекрасен – с каждой страницы мелованной бумаги начала XX века, из каждой фототипии, литографии, гелиогравюры и нежно накрывших их калек сочился чистый, откровенный, ничем не замутненный модерн с причудливыми растительными орнаментами, роковыми Медузами Горгонами, плавными округлыми линиями зданий и витражей…
Что тут сказать? Когда неискушенный человек берет в руки одно из многочисленных изданий начала прошлого века в стиле модерн (он же в Германии югендстиль, он же во Франции ар-нуво), эстетический шок неизбежен. И только когда вдоволь налистаешься «Studio» и «Jugend», прочитаешь подшивки «Золотого руна» и «Весов», увидишь, как скучен и однообразен, как декоративно избыточен в сущности модерн, когда им развлекаются не гении, а мастера второго и третьего ряда.
Я до этой стадии уже потихоньку дошла и планировала отправить «Берлинский архитектурный мир» в самый дальний шкаф. Но впервые вдруг обратила внимание на экслибрис – самый что ни на есть модернистский: юная дева задумчиво разглядывает архитектурный план. Под ней известная крылатая фраза: vita brevis, ars longa. Жизнь коротка, искусство вечно. Ну и, конечно, имя владельца: ex Libris J. Gewürz. Никогда раньше взгляд мой за это имя не цеплялся. Журнал немецкий, фамилия немецкая, заурядная. Но тут я впервые обратила внимание, что автор-художник экслибриса расписался по-русски, и наконец разобрала буквы: «Я. Гевирц».
Так я совершила небольшое, но очень драматичное открытие: бывшим владельцем книги и автором экслибриса был питерский архитектор Яков Гевирц. Родился в Одессе, учился у Леонтия Бенуа, брата Александра Бенуа, преподавал во ВХУТЕИНе, был архитектором Преображенского еврейского кладбища, множества питерских особняков и доходных домов, реконструировал Солдатскую синагогу в Ростове-на-Дону, строил Харьковскую хоральную синагогу. А в январе 1942 года умер от голода в блокадном Ленинграде. Дело в том, что Яков Германович Гевирц, архитектор известный и заслуженный, был деканом архитектурного факультета Академии художеств. А значит, должен был заниматься оргвопросами, дежурить на крышах, входить во всякие комиссии, думать, как вывозить ценности из Академии, как сохранять остальное. Представьте себе: ему с коллегами удалось снять и сохранить со стен залов Рафаэля и Тициана настенные росписи! Мало того, Гевирц продолжал преподавать. С декабря 1941 года с женой и детьми он ютился в подвале Академии художеств. Там и умер от дистрофии. Было ему 62 года.
Вот как ведь вышло: человек не пережил самой страшной блокады в мировой истории, невыносимого голода и холода с ежедневными бомбами над головой. А книга из его библиотеки, избежав печных топок, грибка и сырости стылой квартиры, уцелев в водовороте двадцатого века, лежит себе и блещет золотыми буквами на моей полке.
Конечно же, избежала она и на сей раз уготованного ей книжного карцера. Разве поднимется рука отправлять в изгнание книгу с такой историей, от такого хозяина?
И я подумала, что подвернулся мне «Берлинский архитектурный мир» неслучайно. А как повод рассказать вам, дорогие мои читатели, в двух словах одну очень страшную, невыносимую, но как-то забытую главу ленинградской блокады. Миллион жертв – цифра настолько непостижимая, настолько травмирующая, что трудно мозгу облечь ее в фамилии и имена. В блокадном Ленинграде умирали все: дети, старики, женщины, профессора с шестью языками и тихие прачки, легендарная питерская интеллигенция и легендарные питерские трудяги-рабочие…
Но знаете ли вы, как и каких художников мы потеряли в страшной ленинградской блокаде?
Что Иван Билибин, великий наш и любимый Билибин, чьи иллюстрации к русским народным сказкам мы все знаем с колыбели (и знает весь мир), умер через месяц после Гевирца в том же темном подвале Академии художеств от истощения? Вспоминали, как до этого в декабре в Академии шла защита дипломов: начался авианалет, все растерялись – но тут дело взял в свои руки Билибин и не позволил прервать церемонию, довел защиту до конца. Он рисовал в ту блокадную зиму русских богатырей.
А за 4 дня до него умер ютившийся в том же подвале архитектор Оскар Мунц – автор Волховской ГЭС. Отказавшись от эвакуации, Мунц продолжал преподавать и проектировать, а за месяц до смерти появился на выставке дипломов в Академии в… костюме и накрахмаленном воротничке. Все ахнули – как хватило сил! Железное терпение у человека, подумать только, несъеденный крахмал… Мунц же, как всегда, скромно объяснял: выставку пропустить не мог из уважения к авторам:
— Ничего, мы старики крепкие…
А в феврале умер от дистрофии.
Как и другой обитатель подвала Академии – прекрасный художник Павел Наумов, который не смог бросить учеников и вместо эвакуации остался преподавать в окруженном городе. Перед смертью в своем последнем письме он слезно просил: пусть в Средней художественной школе его заменит т. Горб: «а я ему буду благодарен и с того света». Его не стало через 7 дней после Мунца.
А вот великий мозаичист Владимир Фролов, который трудился над станциями Московского метрополитена, умер не в подвале, а дома: за день до Мунца. Ютиться в подвале он не мог, ведь ему нужно было работать над мозаиками: последние работы, мозаики в ящиках для «Автозаводской», уехали по льду Ладожского озера, по «Дороге жизни», за несколько дней до смерти автора. Кстати, если будете на «Новокузнецкой», обратите внимание на скромный барельеф на стене: это портрет Владимира Фролова, под ним надпись: мозаики, установленные на станции, выполнены в блокадном Ленинграде.
К этому времени прекрасный график и гравер Павел Шиллинговский от голода уже не вставал с постели. Закончить цикл «Осажденный город», который задумывался как продолжение его великой, прекрасной серии гравюр 1920-х годов «Петербург, руины и возрождение», он уже не смог. Умер в апреле от дистрофии.
…А замечательный пейзажист и портретист Алексей Карев умер 11 февраля. Рвался на фронт, но остался преподавать. Было ему 63 года.
Хоронить всех художников, умерших в январе и феврале, решили вместе. Студенты и девушки-пожарницы с трудом носили гробы в похоронную машину. На Смоленское кладбище добирались весь день, приехали уже в сумерках. Ночью дежурили у гробов, утром начали копать могилу. Промерзшая земля поддавалась с трудом. Гробы поставили в могилу в два яруса, насыпали небольшой холмик, поставили дощечку с фамилиями. На большее у истощенных студентов, понятное дело, сил не хватило.
Уже после войны сын Якова Гевирца, Герман Гевирц, вышел с идеей установить памятник, стелу поставили по проекту Владимира Мунца, сына Оскара Мунца. Так они и лежат, наши прекрасные архитекторы и художники, профессора Академии художеств, в одной братской могиле. На стеле выбиты их имена. Не хватает только одного: имени молодого художника, вундеркинда графики Моисея Ваксера. На фронт его не взяли, хотя он очень просился: поэтому воевал талант карандашом в «Окнах ТАСС».
Найти могилу очень просто: она находится слева, почти у самого входа на Остров декабристов – часть Смоленского кладбища. В прошлом году незадолго до 9 мая я доехала до нее с букетиком гвоздик. Порадовалась, что мои цветы в этот день были не первыми — у стелы уже лежали скромные букеты.
А вот других могил, я к сожалению, не знаю. Где могила моего любимого художника, графика и иллюстратора Николая Лапшина, тоже умершего от голода в блокаду, перед смертью ослепшего, изболевшегося? Где похоронили увезенного в страшном истощении в эвакуацию и не выжившего Николая Тырсу, прекрасного графика и живописца?
Павел Филонов, великий наш художник, лежит, читала, где-то на Серафимовском. Сохранились свидетельства: в ноябре 1941 он уже не вставал. Лежал на столе, высохший, как мумия, а вокруг по стенам – картины, картины, картины…
Так же умирал и художник Леонид Чупятов. «Я умру здесь, и моя семья, так мы решили… Я погибаю как художник, гибнут все мои честно, бескорыстно написанные вещи (м.б., никому не нужные, что поделать, очевидно, такие случаи редкие, но бывают), написанные в течение 30 лет…», — это из его последнего письма. Как и Филонов, он умер в декабре, успев написать пронзительное полотно «Покров Богородицы над осажденным городом».
В первую же блокадную зиму умер живописец Владимир Гринберг. В феврале 1942 погиб живописец, график Давид Загоскин.
У художника Льва Юдина была бронь от Академии художеств, а он, закончив под Ленинградом ускоренные курсы командиров, пошел воевать и героически погиб в первом же бою. Не смог он бросить товарищей, у которых брони не было.
Иосиф Ец был прекрасным графиком, боевым карандашом творческого объединения «Боевой карандаш». Тоже, наверное, имел право на бронь, а стал командиром: пропал без вести под Ленинградом…
Пора мне, пора заканчивать колонку: а вереница теней, замученных и погибших в блокаду художников все идет и идет… Их были сотни. От многих остались картины и литографии, но нет даже фотографий.
От Якова Гевирца фотографии, к счастью, остались. Повезло и его архитектурному наследию. Ну а библиотека, как обычно, разлетелась по всей России, и один ее крошечный фрагмент угодил ко мне на полку. Вот и пусть стоит, ведь красота и драма книг именно в этом – их истории порой куда сложнее и трагичнее, чем безоблачное простое содержание.
Читайте в рубрике «Тайны старых переплетов»:
Горе-бизнес Александра Куприна
Двойная жизнь обэриута, или Редактор «штурмует» Зимний
Мой друг Николай Лапшин, или Одна минута славы
Ошибка антиквара и мудрость Жуковского
Помни Риту, или книга с приданым
Сага в трех автографах, эпизод третий: Как НЕ ссорились Сергей Владимирович и Сергей Петрович
Петербургский текст Александра Бенуа, или Приключения одного книжного шедевра
Три лайфхака из книжкиной больницы
Что читать начинающему библиофилу, или Полка молодого бойца
Мальтийский рыцарь на Донбассе
Как закрыть тему, или Искусство граттажа
Как заполнить анкету и через триста лет попасть в «Википедию»