Тайны старых переплетов: Как закрыть тему, или Искусство граттажа

  • 19 апреля 2024, Пятница 17:30
  • Автор: Юлия Овсянникова
  • Фото: Юлия Овсянникова
  • 7181
Тайны старых переплетов: Маленький писатель – большой редактор?
Фото: Максим Школьников

Меня тут справедливо упрекнули, что я в моей колонке угощаю читателей разной книжной экзотикой. Действительно, пора, пора перейти к основным книжным «блюдам», к изданиям, которые являются легендарными, этапными и должны стоять на полке у каждого уважающего себя библиофила.
В истории русской книжной иллюстрации много прекрасных глав. Но случаются у книжных графиков порой такие творческие удачи, про которые говорят: «Ну все, эту тему он закрыл». Как, к примеру, иллюстрировать «Гаргантюа и Пантагрюэля» после Доре? «Медного всадника» после Бенуа? Маршака после Лебедева? И так далее, и так далее…

Список великих иллюстраций, подошедших к тексту как ключ к замку и обрекших всех поздних иллюстраторов произведения на творческие муки, можно продолжать…  Но мы лучше перейдем к книге, которую я сегодня выбрала на полке для рассказа.

Тайны старых переплетов: Как закрыть тему, или Искусство граттажа

Удивительно, но замечательный художник и график Мстислав Добужинский, одна из главных звезд так называемого Серебряного века, в своих воспоминаниях, довольно обширных и при этом, замечу, очень легких для восприятия, пишет обо всем на свете: много о театре, об отце, о путешествиях по Европе, но молчит о своей книжной графике. Как придумывались и рисовались иллюстрации к повести «Белые ночи» Достоевского, вышедшей в 1923 году в библиофильском издательстве «Аквилон»? Об этом, увы, мы толком ничего и не знаем.

Тайны старых переплетов: Как закрыть тему, или Искусство граттажа

Между тем, это воистину великая книжная графика, столь мощная, что любой иллюстратор Достоевского поневоле вынужден отталкиваться от нее и обречен на сравнение с шедевром. Тут надо учитывать вот такую важную вещь: до этой книжечки «Аквилона» Достоевского толком и не иллюстрировали. Это в общем-то даже не приходило никому в голову, поскольку книжная иллюстрация в России в XIX веке считалась все-таки украшательством, неким излишеством, делом гламурным, для солидных господ, детских и женских будуаров.

Гоголь, например, всячески противился иллюстрированию своих «Мертвых душ», из-за чего знаменитые ныне иллюстрации Агина вышли сначала отдельным альбомом, помещать их в книгу автор запретил. Ну а Достоевский, по-журналистски дорывшийся до самой глубинной прозы жизни (так казалось современникам), и книжная иллюстрация находились с точки зрения человека XIX века совершенно на разных полюсах. Чтобы не просто прочитать, но еще и увидеть его тексты, русской культуре сначала пришлось окунуться в революцию, когда все сюжеты Достоевского и его художественные образы вдруг обрели кровь и плоть, стали самой что ни на есть реальностью.

Тайны старых переплетов: Как закрыть тему, или Искусство граттажа

Чтобы понять, как Добужинский пришел к своей графике «Белых ночей», стоит для начала взглянуть на его серию литографий «Петербург в 1921 году»: на этих литографских листах любимый, обожаемый Добужинским город застигнут в разгар мучительных, фантасмагоричных перемен. Чего стоит одна укутанная и помещенная в футляр античная статуя в Летнем саду, занесенная снегом, пугающе глядящая одним глазом на читателя. Это очень тревожная серия: а ее главный герой, город, находится в состоянии шока. И вот эта внутренняя драма, сильные переживания, острое восприятие Петербурга как пространства живого, эмоционального и страдающего, и стало основой великой сюиты Добужинского к «Белым ночам».

Тайны старых переплетов: Как закрыть тему, или Искусство граттажа

Другого ключа к повести Достоевского, впрочем, и не было: ведь в ней ничего и не происходит. Ну познакомились молодые люди, бродят ночами по пустому городу, изливают друг другу душу, а потом она уходит со своим женихом. Сюжет повести-это внутренняя жизнь героя-мечтателя, одинокого обитателя питерского «угла», и она как раз сложна, динамична, драматична. Основа повести — клубящиеся эмоции. И основа сюиты Добужинского — смена эмоциональных состояний. Но главный герой у него не человек, а город: Петербург. Из рисунка в рисунок на переднем плане решетки, улицы, ряды домов, мосты, перспективы.

Тайны старых переплетов: Как закрыть тему, или Искусство граттажа

И герои, практически не прорисованные, а только намеченные буквально несколькими штрихами, становятся частью постоянного меняющегося городского пейзажа. Более того: в основном мы видим их сбоку или со спины. Но все понимаем и про них, и про их состояние.

Тайны старых переплетов: Как закрыть тему, или Искусство граттажа

Вот, склонив голову и сложив руки, идет Настенька, и мы сразу почему-то догадываемся: на улице ни души, тихо, и героиня погружена в себя, в свою печаль.

Тайны старых переплетов: Как закрыть тему, или Искусство граттажа

А вот небольшая заставка: темные массивы домов, несколько горящих окон. О чем это? Ну, например, о том, что Петербург отбыл на дачи, а в этих маленьких углах с тусклым светом не спят такие же одинокие мечтатели, как герой повести.

Тайны старых переплетов: Как закрыть тему, или Искусство граттажа

А вот и герой: судорожно сжав картуз, ссутуленный, он стремительно идет. По небу тревожно бегут тучи, и мы как-то сразу понимаем, что в спину герою дует колючий петербургский ветер, и ему тяжко наедине со своими грустными мыслями. А вот он, маленький и несчастный, теряется в косых струях дождя, так что глаз не сразу его и находит.

Тайны старых переплетов: Как закрыть тему, или Искусство граттажа

 

 

Так на рисунках Добужинского состояние города неразрывно связано с состоянием человека. А еще это невероятно красивая работа. Экспрессии, резкости линий и контраста Добужинский добился с помощью техники граттажа: белый лист покрывался черной тушью, а потом художник прорисовывал-процарапывал по нему пером. То есть рисовал не черным по белому, а «вынимал» белые пустоты. Такая техника помогла создать образ сурового сумеречного Петербурга: линии получались резкие, рваные. А на мелованной бумаге цвета слоновой кости, где при наборе осознанно оставлены большие поля, и вообще много «воздуха», все это рождает эффект прозрачности. Петербург на рисунках словно светится изнутри, и тот, кто видел хоть раз местные белые ночи, конечно же, узнает этот сумеречный свет. Кстати, скоро май, а там июнь со своими северными белыми ночами: так что все это можно будет буквально через полтора месяца увидеть воочию.

Тайны старых переплетов: Как закрыть тему, или Искусство граттажа

Ну а книга «Аквилона» в 1923 году вышла, и сразу стало понятно: начинается новая эпоха в истории, культуре и в книжной иллюстрации. В работе Добужинского все без споров признали шедевр, этапную для русской графики вещь. С тех пор «Белые ночи» Достоевского иллюстрировали многократно, но все художники были обречены иметь дело с одной и той же концепцией: город, его настроение, и одинокие герои, ведущие с ним бесконечный диалог.
Уж кто-то, а Добужинский, который буквально через год после выхода книги покинул страну и любимый Петербург, хорошо знал это состояние.

Тайны старых переплетов: Как закрыть тему, или Искусство граттажа

Книгу «Аквилона» несколько раз переиздавали, но положив рядом репринт и оригинал, сразу видишь, в чем ценность первых изданий: например, вот этот репринт потерял в формате, а с размером ушел «воздух», белого стало меньше, и потерялся эффект прозрачности. Так что зря в 1981 году вдруг решили сэкономить на финской мелованной бумаге. Кстати, она тоже проигрывает благородной матовости оригинала…

Тайны старых переплетов: Как закрыть тему, или Искусство граттажа

Так что со времен Добужинского многое измельчало. Но Достоевский, как говаривал кот Бегемот, бессмертен. Впрочем, это уже другая книга и совсем другая история.

Тайны старых переплетов: Как закрыть тему, или Искусство граттажа
Тайны старых переплетов: Как закрыть тему, или Искусство граттажа
Тайны старых переплетов: Как закрыть тему, или Искусство граттажа

Читайте в рубрике «Тайны старых переплетов»:

Этот развесистый Задонский

Горе-бизнес Александра Куприна

Двойная жизнь обэриута, или Редактор «штурмует» Зимний

Мой друг Николай Лапшин, или Одна минута славы

Ошибка антиквара и мудрость Жуковского

Помни Риту, или книга с приданым

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделись новостью с друзьями
Поделись новостью с друзьями:
Еще больше актуальных новостей о культурной жизни Твери читайте в нашем Телеграм-канале