С одной стороны – какое отношение имеет поп-группа «АББА», самая успешная в истории современной поп-музыки, к рубрике классических рок-альбомов «Винилы:Золотые полтинники»? Но с другой мы совершенно осознанно поставили этот альбом. Потому что, во-первых, сами музыканты всегда считали «Waterloo» именно рок-альбомом (может, единственным рок-альбомом в их дискографии). А во-вторых, на носу Международнй женский день, а в «АББЕ» пели две самые красивые женщины среди поющих красивых женщин 70-х: Фрида и Агнетта. Так что пусть этот выпуск рубрики будет поздравлением с праздником всем нашим женщинам, поющим и говорящим.
Несколько лет назад шведский журналист Карл Магнус Пальм, официальный летописец группы, написал отличную книгу «Яркий свет, черные тени: подлинная история «АББы» (она издана в России). И там рассказал много интересной фактуры о том, как записывался альбом Waterloo. Это была вторая долгоиграющая пластинка в истории квартета, который к тому времени уже пять лет выступал и был известен в Швеции. Мужская половина «АББы» — Бьерн Ульвеус и Бенни Андерсон – имели большой опыт работы в рок-группах, поэтому хотели сочинять и исполнять рок. Девушки, Агнетта и Фрида, хотели петь шлягеры. В итоге песни на Waterloo разделились примерно 50 на 50: в шлягерных поют девушки, в рок-песнях поют мальчики. Шлягерное влияние являлось в большей степени пикантной приправой, нежели доминирующим фактором. В целом альбом, казалось, источал радость — радость, испытываемую группой от того, что она теперь может полностью сосредоточиться на «поп-музыке на английском».
Наиболее выдающимися песнями на альбоме «Waterloo» являются те, в которых звучит замечательный вокал Агнеты и Фриды: «Hasta «Маnаnа», «Dance (While The Music Still Goes On)», «Honey Honey», «Gonna Sing You My Lovesong» и заглавный трек. В «My Mama Said» звучат отголоски джаза и даже фанка, что и спустя несколько десятилетий придает ей убедительность. Некоторые песни, такие, как «King Kong Song» и «What About Livingstone», обладают неким прихотливым шармом. Каковы бы ни были сравнительные достоинства отдельных песен, в 1974 году свежесть, изысканный стиль и эмоциональность «АББА» резко выделяли группу на фоне шведского музыкального ландшафта.
Альбом вышел еще до того, как «АББА» получила приглашение выступить на «Евровидении», где их песня Waterloo стала победителем. К тому времени в Швеции одноименный альбом занимал верхнюю строчку. Через четыре недели после выхода в Швеции было продано 125 000 копий альбома — рекордная цифра для столь короткого периода времени. «Waterloo» занимал в чарте продаж первую позицию на протяжении 12 недель, и к концу года число его проданных копий достигло 250 000 — на тот момент абсолютный рекорд для Швеции.
Впрочем, не все складывалось благополучно. Определенные слои общества были настроены враждебно по отношению к «АББЕ», использовали любую возможность, чтобы сунуть ложку дегтя в их бочку меда. Для начала их обвинили в плагиате: якобы Waterloo списана с «Build Me Up Buttercup», хита группы Foundations 1968 года. Против них выступил не автор и не издатель песни, а обыватель, считавший своим долгом уличить группу в бесстыдном отсутствии оригинальности. Бьерн и Бенни категорически отвергли обвинение. «Если «Waterloo» и напоминает «Build Me Up Buttercup», то «Baby Love» группы Supremes тоже ее напоминает, — говорил Бенни. — Все они обладают одной и той же ритмической структурой».
А после триумфа на «Евровидении» случился скандал, когда репортер Ульф Гудмундссон обвинил группу не менее как в… спекуляции на гибели людей! В битве при Ватерлоо погибли 40 тысяч человек, и репортер не нашел ничего лучшего, чем обвинить музыкантов в цинизме: мол, они использовали эту трагедию в своих шлягерных целях! Когда Бьерн Ульвеус услышал это, у него отвисла челюсть! Однако, собравшись с духом, он парировал: «Это действительно сказано в высшей степени цинично, потому что в своей песне мы подразумевали совершенно иное. Waterloo не имеет ничего общего с гибелью людей».
Но главное – «Waterloo» стал одним из самых успешных альбомов, записанных шведской группой, в Британии и США. И получил отличные отзывы критиков. «Появление «АББА» — одно из наиболее обнадеживающих музыкальных событий последних месяцев», — писал Кен Барнес в «Rolling Stone». Статья завершалась следующими словами: «В выразительных, энергичных поп-песнях «АББА» гораздо больше духа истинного рок-н-ролла, нежели в творениях самодовольных гитаристов или благонамеренных ансамблей, несущих космодинамическое просвещение темным массам». Ему вторили другие обозреватели, утверждая, что «Waterloo» (песня) «пронзает в радиоэфире болото соул-баллад и месиво из кукурузных хлопьев песен кантри с легкостью лазерного луча», и приветствуя ее как «первое настоящее женское групповое пение со времен, возможно, «Jimmy Mack» группы Martha & Vandellas и поздних Supremes».
А послушать альбом можно прямо сейчас в нашей группе в ВК.
Также читайте в рубрике «Винилы: Золотые полтинники»:
Выразительный рок на первой пластинке группы Queen
Не только «Smoke on the water» на легендарном альбоме Deep Purple
Самый успешный альбом в истории рок-музыки от Pink Floyd
Как Led Zeppelin, сидя у костра, сочинили «Stairway to Heaven»
Элтон Джон сменил страну, чтобы не записывать альбом в комнате с гусями
Внезапный хит Black Sabbath на альбоме «Paranoid»
Как Пол Маккартни чуть не умер в Нигерии во время записи альбома Wings
Как альбом «Pictures at an Exhibition» группы Emerson, Lake and Palmer связан с тверской землей
Как английский тусовщик создал глэм-рок
Как группа Can взяла уличного музыканта вместо сошедшего с ума вокалиста
Как Пол Гадд похоронил Пола Равена во славу Гари Глиттера
Альбом группы Gentle Giant, который получил признание спустя 40 лет после выхода
Как выдуманный бомж принес успех группе Jethro Tull и огромный кредит Яну Андресену
Элитный рок от американца, ставшего англичанином
Первая в истории рок-опера о слепоглухонемом мальчике Томми