Обычно в наших выпусках рубрики «Винилы: Золотые полтинники» мы слушаем старую добрую классику рока, которую любят миллионы. Но с альбомом Gentle Giant «Octopus» 1972 года все вышло немного иначе.
Вот как бывает: выходит пластинка, и никто на нее не обращает внимания, не пишет, не говорит, не обсуждает. Не слушает! Музыканты расстроенные – как же так, почему нас постигла творческая неудача. Критики пожимают плечами, лейбл, выпустивший пластинку, списывает расходы в убытки.
А потом проходит сколько-то лет – ну, скажем, 30. Уже из музыкантов, которые ту злосчастную пластинку записывали, половины и на свете-то нет. Но вдруг выясняется, что почти все уважаемые и авторитетные рок-музыканты нового поколения именно эту пластинку очень любят. И не просто любят – считают ее влияние определяющим. И критики, которые 30 лет назад эту пластинку в упор не видели, хлопают себя по ляжкам и спрашивают друг друга: «Как мы могли упустить такой шедевр? Не-про-сти-тель-но!».
Вот примерно это и произошло с пластинкой «Octopus» («Осьминог») британской группы Gentle Giant («Кроткий великан»). Группу в 1970 году создали три брата по фамилии Шульман, и «Осьминог» был их четвертой студийной пластинкой. Группа записала еще несколько альбомов, переехала в Америку, но и там карьера не пошла.
А потом прошло 30 лет. И вдруг оказалось, что «Octopus» – альбом очень авторитетный, влиятельный, его включили в список 20 лучших работ прогрессивного рока всех времен. Известный музыкант и продюсер Стивен Уилсон выкупил права на записи Gentle Giant и выпустил ремастированные версии всех альбомов. И признание – запоздавшее почти на четыре десятилетия – наконец-то пришло! Критики отмечали удивительные музыкальные, стилистические и текстовые эксперименты, барочные контрапунктные гармонии, средневековые пассажи… И даже само название «Octopus» можно читать как octopus – осьминог, а можно по-латыни – octo opus, восемь песен, песен там действительно восемь. И каких!
Альбом открывается песней «Advent of Panurge» – представляющую собой описание первой встречи Панурга и Пантагрюэля из романа Франсуа Рабле. Панург отвечал на вопросы Пантагрюэля, щеголяя своим знанием языков: то на немецком, то на итальянском, голландском, датском, греческом, баскском… Не наделённый подобным даром Фил Шуман пытался передать это полиглотство неразборчивыми словами или вовсе бессмыслицей, которую мы слышим в средней части песни. Следующая песня «Raconteur Troubadour» построена на средневековых английских мелодиях, причем там есть такой сверхсложный прием: во время припева скрипка перехватывает вокал и играет мелодию куплета, потом эта же мелодия повторяется в начале струнного соло, только в другом темпе, а чуть дальше труба воспроизводит первые шесть нот этой мелодии. В песне «A Cry for Everyone» пересказывается теория экзистенциализма французского писателя-философа Альбера Камю. В песне Knots звучит потрясающий вокальный мадригал, нижний вокал в куплете исполняет мелодию, которая позже становится основой для инструментального проигрыша. В общем, вы уже поняли. Эта пластинка провалилась, потому что массовый слушатель не понял ее утонченной философии, поэтики и эстетики.
Обложку для альбома нарисовал знаменитый художник Роджер Дин, чью своеобразную манеру все знают по многочисленным обложкам, которые художник сделал для Yes, Asia, Budgie, Uriah Heep и других. Недавно Дин продал оригинальную картину, ставшую основой для обложки альбома «Octopus» . Она ушла за 150 тысяч долларов.
А послушать альбом можно прямо сейчас в нашей группе в ВК.
Также читайте в рубрике «Винилы: Золотые полтинники»:
Выразительный рок на первой пластинке группы Queen
Не только «Smoke on the water» на легендарном альбоме Deep Purple
Самый успешный альбом в истории рок-музыки от Pink Floyd
Как Led Zeppelin, сидя у костра, сочинили «Stairway to Heaven»
Элтон Джон сменил страну, чтобы не записывать альбом в комнате с гусями
Внезапный хит Black Sabbath на альбоме “Paranoid”
Как Пол Маккартни чуть не умер в Нигерии во время записи альбома Wings
Альбом британской группы Uriah Heep, который «выстрелил» везде, кроме Англии
Как альбом «Pictures at an Exhibition» группы Emerson, Lake and Palmer связан с тверской землей
Как английский тусовщик создал глэм-рок
Джон Паш и вшитая молния на пластинке “Sticky Fingers”