Наша рубрика «Винилы: Золотые полтинники» продолжает осваивать самые заповедные уголки в истории рок-музыки. Сегодня мы посетим сельскую глубинку Германии, местечко под названием Форст. Запомните эти имена – Ханс-Йоахим Роделиус, Дитер Мебиус и Михаэль Ротер. Они являются участниками немецкой группы Cluster, а еще необходимо вспомнить человека по имени Йозеф Бойс.
Во время второй мировой войны Бойс был радистом в люфтваффе. Самолет, в котором он летел, подбили над территорией Крыма. Бойс получил тяжелые ожоги. Его выходила нашедшая его татарская старуха, которая закутывала его в войлок и прикладывала к ожогам куски бараньего жира. Бойс выжил и впоследствии стал другим человеком, помешанным на шаманизме, а также жире, сале, войлоке, дереве, масле — на грубых, сырых, необработанных материалах. В них, считал Бойс, содержится сила и жизнь. В этих материалах, или даже можно сказать — стихиях, он стал усматривать антикапиталистический, антиавторитарный, антикультурный потенциал. Йозеф Бойс стал одним из крупнейших немецких художников-концептуалистов послевоенной эпохи. Он выставлял огромные рулоны войлока или огромный куб животного жира, который лежал на венском стуле. Какое-то время он преподавал в Дюссельдорфской художественной академии. Преподавал нехудожникам — Бойс брал в свой класс тех, кого забраковали остальные профессора академии, он был радикальным противником подавления, исключения, принуждения. Его знаменитый лозунг: «художником может быть каждый».
У Йозефа Бойса учился Ханс-Йоахим Роделиус, он занимался йогой, массажем, лечебной гимнастикой. Но посещая лекции Бойса, решил сочинять и записывать музыку – не имея ни малейшего опыта! Роделиус работал со всем, что попадало ему в руки: приклеивал контактный микрофон к кастрюлям, будильникам, внутрь барабанов. Идея была в том, чтобы создавать что-то в духе индустриального шума, но сделанного людьми. Он стал одним из создателей клуба под названием «Лаборатория свободных искусств Зодиак» в Западном Берлине. Постоянным посетителем «Зодиака» был повар Дитер Мёбиус (Dieter Moebius). Роделиус предложил ему вступить в его новую группу Cluster. Мебиус вспоминал: «Он был в восторге от того, что у меня не было никакого музыкального образования. Он хотел, чтобы я стал барабанщиком. Я ответил, что никогда в жизни не прикасался к барабану. Он заявил, что в этом-то все и дело — играть без памяти, без воспоминания о чем-то, без ритма или бита». Дуэт выпустил два безумных альбома в 1971-м. Ни барабанов, ни гитар нет, есть только синтезаторы, саунд похож на вой, медленно нарастающие и опадающие склоны электронной местности.
Тут в нашей истории появляется еще один участник – Михаэль Ротер, бывший участник электронного дуэта Neu! Ротер как раз решил переехать в сельскую местность, в дом своей бабушки в местечке Форст, и позвал туда Cluster. Те загрузили в минивэн свои синтезаторы и поехали. За несколько недель записали альбом, который назвали «Zuckerzeit» .
Неудивительно, что этот альбом Cluster получился таким необычным. Это такой доисторический синти-поп, звучащий так, словно эти композиции записаны не в середине 70-х, а в конце 80-х, и даже в 90-х! «Zuckerzeit» означает «сахарное время». На этом альбоме игрушечные мелодии наложились на странное, но весьма заразительное видение поп-музыки Мебиуса и Роделиуса. Циклические рифы синтезаторов, звучащие поверх архаичных драм-машин, сопровождали мелодии настолько же идиотские, насколько их названия: «Caramel», «Marzipan», «Hollywood», «Rote Riki».
Джон Буш из AllMusic описал «Zuckerzeit» как «неожиданный скачок от расширенных космических джемов, сочетающий навязчивое мелодическое чувство дуэта с чёткими, скрипучими барабанными программами». Энди Бета из Pitchfork описал его как «электронный поп в его самом разнообразном проявлении». Критик Пол Симпсон назвал альбом «шедевром, который сочетал ритмы драм-машины с одурманивающими, пасторальными мелодиями, что привело к искаженному, игривому видению футуристической поп-музыки. Запись остается переломным моментом в электронной музыке и, несомненно, является одним из лучших альбомов 70-х».
Влияние альбома на электронную музыку было значительным, и впоследствии многие другие современные группы скопировали его звучание.
А послушать альбом можно прямо сейчас в нашей группе в ВК.
Также читайте в рубрике «Винилы: Золотые полтинники»:
Выразительный рок на первой пластинке группы Queen
Не только «Smoke on the water» на легендарном альбоме Deep Purple
Самый успешный альбом в истории рок-музыки от Pink Floyd
Как Led Zeppelin, сидя у костра, сочинили «Stairway to Heaven»
Элтон Джон сменил страну, чтобы не записывать альбом в комнате с гусями
Внезапный хит Black Sabbath на альбоме «Paranoid»
Как Пол Маккартни чуть не умер в Нигерии во время записи альбома Wings
Как альбом «Pictures at an Exhibition» группы Emerson, Lake and Palmer связан с тверской землей
Как английский тусовщик создал глэм-рок
Как группа Can взяла уличного музыканта вместо сошедшего с ума вокалиста
Как Пол Гадд похоронил Пола Равена во славу Гари Глиттера
Альбом группы Gentle Giant, который получил признание спустя 40 лет после выхода
Как выдуманный бомж принес успех группе Jethro Tull и огромный кредит Яну Андресену
Элитный рок от американца, ставшего англичанином
Первая в истории рок-опера о слепоглухонемом мальчике Томми
Первооткрыватели электронной музыки Tangerine Dream
Гимн байкеров всего мира от «Степных волков»
Почему альбом «Waterloo» группы «АББА» считается рок-альбомом