Эрнест или не Эрнест: в Твери состоялась премьера спектакля «Как важно быть серьезным»

  • 29 ноября 2021, Понедельник 15:30
  • Автор: Мария Тетина
  • 3620
Эрнест или не Эрнест: в Твери состоялась премьера спектакля «Как важно быть серьезным»
Фото: Сергей Борецкий

Легкомысленная комедия для серьезных людей — такое описание закрепилось за последней пьесой Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным». 26 ноября состоялась премьера одноименной постановки санкт-петербургского режиссера Бориса Гуревича на сцене Тверского академического театра драмы. И в спектакле собрано все, за что мы так любим ирландского писателя. 

И это, в первую очередь, каламбур, задающий тон всей постановке. В русском переводе без пояснений шарм, увы, теряется. На английском ее название звучит так: «The Importance of Being Earnest», — что созвучно имени Эрнест. Как важно быть Эрнестом? Очень важно. 

Главный герой пьесы, мировой судья Джек Уординг (Сергей Бескакотов) придумал себе вымышленного брата Эрнеста, чтобы почаще «навещать» его в Лондоне. Там же он сам представлялся всем Эрнестом. Отчасти за «псевдоним» и полюбила Джека Гвендолен Ферфакс (Яна Голубева). Она не устает повторять его имя и говорит, что жалеет всех женщин, чьих мужей зовут иначе. Поэтому Джек решается на авантюру — хочет креститься, чтобы назваться Эрнестом по-настоящему. 

Тем временем его друг Алджернон Монклиф (Никита Бахметьев), двоюродный брат Гвендолен, жаждет познакомиться с воспитанницей Джека (который решительно против встречи) и не придумывает ничего лучше, чем заявиться в их загородный дом, назвавшись тем самым братом Эрнестом. 

Комедию легко смотреть: фирменный юмор Оскара Уайльда (к примеру, реплики в духе: «Никто из нас не совершенен. Я и сам подвержен простуде, особенно от сквозняков») сочетается с живым сюжетом. Предугадать развязку нетрудно (но, к слову, в финале пьеса еще преподнесет сюрприз), все равно с замиранием сердца смотришь, как разворачивается история. 

В начале спектакля Алексей Майский, который выступил не только в роли автора, но также лакея Монкрифа, дворецкого и садовника Уординга, рассказывает о героях постановки. Они тем временем выстроились за ширмой, которая передает лишь силуэты, и поочередно, как только слышат свое имя, начинают пританцовывать. Выглядит это необычно и даже кинематографично. Танец, к слову, занимает в постановке не последнее место: все бурные проявления чувств режиссер передает именно через движения. 

Эрнест или не Эрнест: в Твери состоялась премьера спектакля «Как важно быть серьезным»
Фото: Мария Тетина

Первое, что бросается в глаза на сцене, — декорации. Они минималистичны и создают лишь фон, чтобы зритель не забывал, что действие разворачивается в столице Туманного Альбиона. А неотъемлемым принтом в одежде героев, которых мы встречаем в Лондоне, становится клетка. Это решение понятно, ведь клетка ассоциируется с английским стилем. Впрочем,  можно было бы избежать чрезмерного внимания к нему, ведь зритель не забывает, где происходят события пьесы. Тем временем за городом, в поместье мистера Уортинга, герои носят расслабленные силуэты, а сцена оформлена в светлых тонах: это отличает провинцию от серого Лондона.

Отдельного внимания заслуживает паровозик, который курсирует вдоль сцены, когда городские пейзажи меняются на деревенские или, например, когда герои говорят о заграничных поездках. Свет меркнет, и состав с маленьким фонариком, издавая гудки, движется из одного конца в другой.

Помимо уже упомянутых действующих лиц, в спектакле перед зрителем предстанут каноник Чезюбл (Константин Василенко), леди Брэкнелл, мать Гвендолен (Татьяна Лугачёва), воспитанница мистера Уординга Сесили Кардью (Дарья Осташевская) и мисс Призм, ее гувернантка (Евгения Голубева). 

Их истории, как выяснится, связаны теснее, чем на первый взгляд, а досуг не ограничивается английским чаепитием. Они гонятся друг за другом, играют в теннис и даже дерутся, в один момент замирая с занесенным над головой стулом. Этот неформальный подход забавляет зрителя не меньше, чем стиль Оскара Уайльда. 

Спектакль «Как важно быть серьёзным» — превосходный пример английского юмора, который передал на сцене Борис Гуревич. Словно следуя золотому правилу реалистической драмы, в финале пьесы выстреливают все ружья, представшие в начале. Это ли не счастье для зрителя, который хотел увидеть завершенную историю? 

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделись новостью с друзьями
Поделись новостью с друзьями:

Похожие записи

Ничего не найдено

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: