Уже два года Тверская картинная галерея совместно с Международной конфедерацией коллекционеров, антикваров и арт-дилеров преподносит для истинных ценителей искусства настоящий подарок — посетителей знакомят с подлинными шедеврами живописи разных эпох. Пожалуй, все местные СМИ, в том числе и мы, не оставались в стороне от таких событий и не раз освещали эти уникальные выставки. Они уникальны по тематикам, периодам, по художественным техникам. Например, жители областной столицы могли увидеть работы Дюрера и Кранаха, знакомились с «Мастерами Союза русских художников», одного из наиболее значительных и авторитетных художественных объединений XX века. В эксклюзивном интервью журналу «Тверьлайф» руководитель Конфедерации Василий Бычков отмечал важность проекта и его успех в регионе.
В этот раз в пространстве картиной галереи открылась новая выставка под названием «Русское религиозное искусство XVIII – второй половины XX века» (6+). Важной особенностью любых экспозиций, проводимых МККААД, является то, что работы предоставляются из частных собраний, и большинство из них впервые показывают широкой публике.
Религиозное искусство всегда воспринимается как то, что было написано для церквей. Однако организаторы решили расширить горизонт: тут есть библейские и исторические темы. Всего вошли 43 подлинных произведения (картины и рисунки) как выдающихся мастеров, так и менее известных художников русской национальной школы.
Как отметила директор Тверской областной картинной галереи Татьяна Куюкина на официальном открытии, еще несколько десятилетий назад такая выставка не могла бы состоятся, так как сказывался «советский отпечаток» .
У нас была другая религия — дорога к коммунизму. Понятно, что всегда работали с библейскими сюжетами. Но как именно работали? Для нас это очень важно. Здесь собрана уникальная коллекция, можно наслаждаться, над чем-то задумываться. Она будет выставляться только здесь, а после разойдется по своим владельцам, — сказала Татьяна Куюкина.
Одной из отличительных черт экспозиции, как рассказал журналистам куратор выставки Александр Киселёв, является широкое представление темы христианства в работе художников русского авангарда. Культурное явление зародилось в начале XX века, в то время искусство страны вступало в период обновления. Художники-авангардисты достаточно часто обращались к христианским и евангельским сюжетами. Так на выставке можно, например, увидеть картины «Рождество Христово» Бориса Смирнова (1881-1954) и «Брак в Кане Галилейской» Людмилы Прудковской (1889-1918).
Здесь есть уникальные эскизы росписи самых известных соборов России. К примеру, две работы Тимофея Неффа (1805–1876) , специально написанные для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Особую гордость у каждого жителя Верхневолжья вызовет картина нашего земляка, уроженца Калязина Василия Костяницына (1881-1940). Он родился в семье иконописцев, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Представленная картина «Богомолки-странницы» экспонировалась в 1919 году на первой после революции государственной выставке распродаже картин. Это было сделано для того, чтобы художники могли получить хоть какие-то деньги.
Непосредственное отношение к Тверской губернии имеет еще одна работа, написанная Сергеем Грибковым. Картина интересна тем, что на ней изображен митрополит Дмитрий Ростовский в момент написания Жития святых. Если присмотреться, то на свитке можно прочесть «князь Михаил» . А в житиях единственным князем с таким именем был наш Тверской.
Президент МКААД Василий Бычков отметил:
Самое главное — мы делаем наши выставки для посетителей, жителей Тверской области. Для нас очень почетно выставляться в стенах галереи. Такая большая работа проходит в регионе по инициативе губернатора Игоря Рудени. Спасибо ему! Надеемся, что это дело продолжиться.
Изучение церковного изобразительного искусства и светской живописи на религиозные темы представляется весьма актуальным в связи с возрастающей ролью Русской православной церкви в современном обществе. Православие всегда было одним из ключевых звеньев в русской культуре.
Напомним, также в оранжерее Тверского императорского дворца «поселилась» выставка с 63-мя уникальными, редкими произведениями кабинетной бронзы.