О бабочках и людях: в тверском ТЮЗе поставили пьесу знаменитого итальянца

  • 6 февраля 2021, Суббота 16:30
  • Автор: Мария Тетина
  • Фото: Тверской ТЮЗ
  • 5438
культурная новость города

5 февраля в тверском ТЮЗе состоялась премьера постановки Алексея Пучкова «Танго бабочки». Спектакли по пьесе «Бабочка… Бабочка…» («Butterfly… Butterfly…») итальянского драматурга Альдо Николаи – одного из самых плодовитых писателей ХХ века – с завидной регулярностью ставят в российских театрах. К тексту обращаются и мэтры, как Роман Виктюк, и начинающие режиссеры, как актер ТЮЗа Алексей Пучков.

Пожилая женщина Эдда (Людмила Алексеева) просит называть ее исключительно «сеньорита», ведь она никогда не была замужем. Она живет в квартире с тяжело больным отцом и служанкой по имени Фока (Виктория Бакластова) и по вечерам предается воспоминаниям. Ах, как хороша она была! Сколько мужчин были готовы бросить мир к ее ногам: и миллиардер, и принц, и магараджа, и бедный Рамон, которого растерзал тигр, и сотни других.

Ключевой реквизит спектакля по версии художника-постановщика Михаила Мисуно – зеркало, которое становится «порталом» в красочные и беззаботные воспоминания Эдды. Такая метафора понятна каждому зрителю. Как только героиня погружается в прошлое, купаясь в пурпурном цвете софитов, на раме зеркала загорается подсветка, а из колонок раздается знаменитая композиция Леонарда Коэна «Аллилуйя». И все обрывается, когда героиня возвращается в реальность, где Фока в который раз предложит ей ужин.

Периодически отвлекаясь от рассказов о былом, Эдда спрашивает служанку, не на подходе ли гости, но гостей в этом доме не было уже несколько месяцев.

Жизнь идет своим чередом, пока на пороге Эдды не появляется красивый молодой человек (Владимир Крылов). Он решительно заходит в прихожую и стряхивает одежду от капель дождя. К слову, на полях шляпы героя действительно вода, которая с характерным звуком выливается на пол. Затем юноша кидает портфель служанке, но как только оказывается перед хозяйкой квартиры, теряет уверенность и становится похож на смущенного школьника. Эта разительная перемена характера заставляет поломать голову, каким же Элио – так зовут незнакомца – должен был предстать перед зрителем.

Режиссер Алексей Пучков решает сделать шаг в сторону от оригинала и внедрить в постановку любовную линию между Элио и Фокой. Служанка страстно набрасывается на гостя, пока хозяйка прощается с почившим отцом (повезло же юноше оказаться в этом доме в такое время). Однако это скорее «ружье Бондарчука», чем «ружье Чехова»: сюжетное ответвление, которое никуда не приводит.

Сюжет сконцентрирован на отношениях Элио и Эдды. Красивый молодой человек заявляется к красивой пожилой женщине, которая бросила его много-много лет назад, чтобы познакомиться: «Здравствуй, мама!»  Но перед тем, как сказать главные слова, он присматривается к Эдде: соглашается слушать ее многочасовые рассказы о прошлом, составлять ей компанию по вечерам, когда ей трудно уснуть.

Владимиру Крылову не хватает толики чертовщинки и самолюбования, каким актер блеснул в эскизе Веры Поповой «Король Артур и рыцари круглого стола» на режиссерской лаборатории «ТЮЗ.Lab». В то время как герой пьесы Николаи понимает, насколько он хорош собой. Более того, он многое знает про прошлое своей матери и чувствует свою над Эддой власть: норовит уколоть побольнее, отыгрываясь за годы, проведенные в детском приюте.

Эдда в исполнении Людмилы Алексеевой выразительна: яркая – если не сказать дерзкая – и очаровывающая. Настоящая бабочка, которых, как она сама говорит, раньше было так много, а теперь так мало… За своей показной удалью, Эдда старается скрыть боль, которую она пережила. Поначалу она кружит вокруг Элио, пытается очаровать его, но он обламывает ей крылья, и вот она уже – в один момент превратившись из невесомой красавицы в уставшую седовласую женщину – сидит в темноте сцены. Фальшивые воспоминания – единственное, что у нее осталось. Она беззащитна.

И уж точно не заслуживает той участи, которую заготовила ей стремительная развязка пьесы.

Однако нередко мы получаем не то, что заслужили, а что попало. (16+)

О бабочках и людях: в тверском ТЮЗе поставили пьесу знаменитого итальянца

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделись новостью с друзьями
Поделись новостью с друзьями:

Похожие записи

Ничего не найдено

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: