Искусство в искусстве: О чем кричит спектакль «Привидения» тверского театра драмы

  • 30 января 2023, Понедельник 11:41
  • Автор: Мария Крупко
  • Фото: Мария Крупко
  • 16166
Искусство в искусстве: О чем кричит спектакль "Привидения" тверского театра драмы
Фото: Мария Крупко

Постановка драмы Г. Ибсена «Привидения» режиссера Александра Павлишина в Тверском академическом театре драмы с 2019 года остается одной из самых необычных, актуальных и любимых для зрителей. В чем загадка? Как соединилось творчество норвежского драматурга и тверского режиссера? Какие проблемы человечества остаются бессмертными? Вопросы, вопросы, вопросы — за ними и идут в театр.

“Наш спектакль — это попытка пригласить зрителя к разговору на самые сокровенные темы, пробудить от эмоционального сна, заставить его сопереживать вместе с нами, превратить в участника возникшей дискуссии. Работая над пьесой “Привидения”,  мы пытаемся понять, может ли сильная личность вырваться из оков отживших представлений и начать жить по-новому…” — рассказывает режиссер-постановщик Александр Павлишин.

Искусство в искусстве: О чем кричит спектакль "Привидения" тверского театра драмы

Драма «Привидения» великого норвежского драматурга Генрика Ибсена была написана осенью 1881 года. Произведение посвящено трагедии распада семьи, существование которой построено на лжи: с виду благополучный брак оказывается абсолютно гнилым по своей сути.  Однако незримое становится зримым. Прошлое, подобно привидениям, настигает главных героев. К слову о названии — здесь нет никакой мистики, как можно было подумать сначала. Привидения селятся только в голове. У каждого. «Всякие отжившие понятия, верования и тому подобное…» — так объясняет это главная героиня Элена, вдова камергера Альвинга.

В XIX веке драма «Привидения» всколыхнула бурю эмоций у читателей. Возмущение вызвали темы венерического заболевания и супружеской измены. На такие темы не принято говорить в обществе. Однако если копать глубже, драма не столько об этом, сколько о «подводных течениях» человеческой души. И только спустя долгие годы цензуры, пьеса начала появляться в театрах по всему миру.

Вернемся на малую сцену Тверского театра драмы. Приглушенный свет, тревожная музыка, погружающая в мрачную атмосферу сырости и дождя. Начинает завязываться клубок судеб ибсеновских героев. Действие происходит в доме госпожи Альвинг. Пространство заполнено картинами, холстами, красками — зритель невольно ощущает себя частью творческого акта. Не раз на большом полотне будут выражать эмоции герои спектакля, передавая этим определенные смыслы. Подход к оформлению сцены необычен: внешний хаос нагнетается по ходу развития событий. И музыка, и свет будут дополнять это ощущение.

Искусство в искусстве: О чем кричит спектакль "Привидения" тверского театра драмы

На сцене эффектно появляется Регина Энгстран (акт. Екатерина Юркова), живущая в доме Альвингов. Она ссорится со своим пьющим отцом, столяром Энгстраном (засл. арт. Валентин Кулагин). Тема семейных взаимоотношений — главная в «Привидениях». Ложь, предательства, попытки искупить грехи окутывают героев пьесы. Госпожа Элена Альвинг (акт. Дарья Плавинская) собирается на скопленные средства открыть приют в память о своем муже. По этому поводу из города приезжает пастор Мандерс (акт. Алексей Майский), и в этот же день в родной дом возвращается сын Альвингов — Освальд (акт. Никита Бахметьев), художник, долгие годы живший в Париже.

Постепенно начинает складываться мозаика из запутанных историй жизни персонажей. Один грех порождает другой. Однажды Элена Альвинг совершила большую ошибку — она солгала, повинуясь «велениям ходячей морали» , совету пастора Мандерса. Узнав об измене распутного мужа, она не только не ушла от него, но и впоследствии родила больного ребенка, который унаследовал от отца смертельное заболевание. Из-за того, что героиня не послушала внутренний голос и пошла на обман, Освальд понес наказание за грехи родителей. Горькое настоящее вытекает из лживого прошлого. Освальд обречен на смерть. «Я не просил тебя о жизни, – говорит Освальд. – И что за жизнь ты мне дала? Не нужно мне её! Возьми назад!» Шторм чувств. Поступки, слова, детали — все это хочется обдумать, переосмыслить, понять.

Искусство в искусстве: О чем кричит спектакль "Привидения" тверского театра драмы

Конфликт пьесы — столкновение свободной личности с общепринятой моралью, противоречащей внутреннему голосу и истинной нравственности. Очнуться от лживого сна или поддаться общему течению? Какой выбор сделают герои драмы Генрика Ибсена? Нет правильных или неправильных ответов, также как героев и их поступков — жизнь показана такой, какая она есть: многогранная и неоднозначная.

Не только в смысловом плане, но и на чувственном уровне постановка «Привидений» перезаряжает. Холодные будни порой затягивают в рутину, приглушают насыщенность чувств. Окунаясь в бурю эмоций, красок, ощущений, будто «включаешься» в поток жизни. Безусловно, это результат внутренней работы обеих сторон. Театр способен вывернуть душу наизнанку, заглянуть в ее отдаленные углы, встряхнуть «скелетов в шкафу» и впустить туда чувство обновления и … свободы.

«Привидения»  Ибсена вряд ли оставят кого-то равнодушным. И если вы нуждаетесь в эмоциональной перезарядке и пище для размышлений — самое время отправиться в театр. Семейная драма «Привидения» даст неплохую подпитку для пытливых умов и глубоко мыслящей публики.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделись новостью с друзьями
Поделись новостью с друзьями:
Еще больше актуальных новостей о культурной жизни Твери читайте в нашем Телеграм-канале