От хобби к профессии: пройдем этот путь вместе с тверским каллиграфом Павлом Деловым

  • 17 июня 2024, Понедельник 17:25
  • Автор: Елена Ананьева
  • 7187
От хобби к профессии: пройдем этот путь вместе с тверским каллиграфом Павлом Деловым
Фото: Андрей Зубов/РИА Верхневолжье

Искусство красивого письма — так часто называют каллиграфию. И это определение верное, но слишком поверхностное для понимания сути явления. Своими корнями вид изобразительного искусства уходит в глубь веков, первое его упоминание датируется примерно 4000 годом до нашей эры, а родом он из Китая. Там каллиграфию называли «первой среди художеств» и предъявляли высокие требования к мастерам письма. Неудивительно, ведь китайцы славятся своим трепетным отношением к деталям. Однако это не значит, что в других странах направление не прижилось. Долгие годы формировались ветви каллиграфии: восточноазиатская, к которой как раз относятся китайские иероглифы, арабская, в ней при помощи витиеватых букв копировались слова из священной книги мусульман Корана. А также европейская каллиграфия, куда относятся алфавиты Древней Греции и Рима.

Некоторые ученые также выделяют персидскую, индийскую, еврейскую и армянскую каллиграфию.

Интересно, что в современном искусстве красивое письмо приобретает всё большую популярность, особенно в цифровой среде. В связи с этим можно выделить два вида каллиграфии: ручное и электронное изображение. Если с электронным всё более менее понятно, оно используется для распространения брендов и оформления печатной продукции, то ручная работа всегда уникальна и отлична особым стилем. Так кто же может им овладеть? Трудно ли стать каллиграфом? Об этом мы побеседовали с тверским мастером красивого письма Павлом Деловым.

От хобби к профессии: пройдем этот путь вместе с тверским каллиграфом Павлом Деловым
Фото: Андрей Зубов/РИА Верхневолжье

Его история началась еще в подростковом возрасте, когда доводилось ездить к родному дяде в Санкт-Петербург. Там он и стал наблюдать за процессом работы уличного художника. А в наибольшей степени, как признается сам Павел, на его интерес к каллиграфии повлиял едва ли не самый известный современный российский художник-каллиграф Покрас Лампас, который причисляет себя к изобретенному им же направлению каллиграфутуризм, заключающемуся в соединении традиций русской культуры с интерпретацией наших дней.

Самыми известными его работами стали «Дуализм» в Санкт-Петербурге, роспись крыши завода «Красный октябрь», которая примерно равна высоте 27-этажного дома, а также «РЖД Арена» и Новая Третьяковка. Эти и другие работы действительно завораживают не только любителей граффити, но и тех, кто просто подмечает изящество выражения смыслов, заложенных автором в любом виде искусства.

От хобби к профессии: пройдем этот путь вместе с тверским каллиграфом Павлом Деловым
Фото: Андрей Зубов/РИА Верхневолжье

Наш герой Павел постепенно вовлекался в процесс виртуозного написания слов, формируя немаловажную черту для любого художника — насмотренность. Она необходима для понимания базовых принципов работы и формирования кругозора. Однако художник не спешил брать за основу творчество коллег. Павел считает, что такой подход неизбежно ведет к копированию манеры и стиля более авторитетных авторов. К слову, по этой же причине он неохотно сотрудничает с компаниями, где предлагают шаблонные проекты, в которых каллиграф выступает в роли печатной машины. Необходимо иметь «поле для маневра», пространство и возможность для новых идей, и только тогда возможно рождение авторского стиля. Об этом понятии у Павла тоже четко сформулировано представление. Его авторская техника основывается на теории уникальности жизненных моментов: каждый прожитый момент по-своему уникален, и воспоминания о нем вызывают у нас определенный спектр эмоций. Человеческий мозг устроен так, что спустя определенный промежуток времени он не способен до мельчайших деталей вспомнить тот или иной момент, но при этом всегда возвращается к тем чувствам и эмоциям, которые он ощутил, находясь в той ситуации. Таким образом, Павел переносит свои ощущения в виде абстракции на фон, при этом используя яркие краски запечатленного в сознании образа, а также его формы и силуэты, попавшие на фотопленку. Эффект закрепляется при помощи композиции из фраз и цитат, нанесенных поверх фона стилизованным шрифтом и ассоциирующихся с данным моментом. При таком подходе выстроилась целая композиция из двенадцати авторских полотен, где каждая картина представляет собой яркое событие, пережитое каллиграфом за последний год. Все полотна связаны между собой и расположены в хронологическом порядке.

От хобби к профессии: пройдем этот путь вместе с тверским каллиграфом Павлом Деловым
Фото: Андрей Зубов/РИА Верхневолжье

«В каждой работе вы можете увидеть частичку меня, автобиографию, а также мое видение всем известных цитат и высказываний, восприятие мира. Всё это передано через работу со шрифтом и текстурой с помощью различных инструментов: от кисти и акрила до аэрозольной краски и шпателя», — резюмирует Павел.

За время творческой деятельности он провел пять персональных выставок, каждая из которых включала встречу с аудиторией в формате живого диалога. Каллиграф считает, что художнику необходимо пояснить зрителю, какой смысл вложен в ту или иную работу. Такая обратная связь помогает понять, что в большей степени откликается людям. В последнее время наряду с уличными картинами становится популярным украшать дома и офисы художественной росписью. Интерьерная работа для современного каллиграфа — самое трудоемкое, но прибыльное занятие. Здесь в отличие от уличных работ каждая буква во фразе, как правило, представляет собой иллюстрацию, что называется леттерингом. В основном его используют для чертежей и комиксов, а декоративный — для рисования вывесок и в пользовательской графике.

От хобби к профессии: пройдем этот путь вместе с тверским каллиграфом Павлом Деловым
Фото: Андрей Зубов/РИА Верхневолжье

С учетом быстрого развития технологий мы не могли не задать Павлу вопрос о том, что же всё-таки, по его мнению, является определяющим фактором в развитии навыка каллиграфа: талант или усердие? Он сразу выбрал второй вариант. Любая врожденная способность без тренировки пропадет. Прежде чем будет получаться что-то похожее на желаемый результат, потребуется «испортить» десятки холстов, исписать сотни маркеров, израсходовать тонны красок. Через этот путь прошел и сам Павел. Крупные проекты, коммерческие заказы пришли далеко не сразу. Быть может, он так и остался бы в не близкой ему сфере инженерии и пошел бы после университета работать на нелюбимой работе. Но наш герой понял, что увлечение выходит за рамки обычного досуга, ему хотелось делать лучше и лучше, разрабатывать свой стиль и шрифты. Каллиграфия занимала практически всё свободное время. И даже когда началось сотрудничество с крупными проектами, художник не перестал совершенствовать манеру начертаний. Способность посмотреть на свои работы критическим взглядом осталась, что, на наш взгляд, важно для состоявшегося профессионала.

Читайте журнал «Тверьлайф» онлайн.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделись новостью с друзьями
Поделись новостью с друзьями:
Еще больше актуальных новостей о культурной жизни Твери читайте в нашем Телеграм-канале