Сегодня в рубрике «Винилы» — необычный гость. В 60-е годы в Нью-Йорке существовала такая группа Velvet Underground («Бархатное подполье»). Эта группа не снискала особой популярности при жизни, хотя до сих пор считается одной из наиболее влиятельных в истории рок-музыки: как остроумно написал один критик, на концерты Velvet Underground приходили примерно по сто человек, но впоследствии каждый из этих ста создал собственную рок-группу. Главным генератором идей в группе был валлийский скрипач и композитор Джон Кейл, который буквально фонтанировал удивительными проектами – например, предлагал записать очередной альбом…под водой. Вообразите, какой фантастический звук мог быть на таком диске.
После того, как группа распалась, ее участники пошли каждый своим путем. Джон Кейл записывал изысканные альбомы, стараясь отличаться от своего бывшего коллеги по Velvet Undergound Лу Рида (Lou Reed), который исполнял жесткую, грубую, диссонансную музыку. И если Рид считается одним из идейных вдохновителей панк-рока, Джон Кейл всегда сохранял репутацию музыканта прогрессивного, экспериментирующего, постоянно пребывающего в поиске новых форм и музыкальных приемов.
Пластинка «Париж, 1919-й год» — третья сольная работа Кейла. Название альбома является отсылкой к Парижской мирной конференции 1919 года. На этом международном совещании, созванном по инициативе держав, одержавших победу в Первой мировой войне, были решены вопросы послевоенного раздела Европы и нового мирового порядка. Поскольку эта конференция создала предпосылки для возникновения Третьего рейха, а стало быть и для начала Второй мировой войны, Джон Кейл назвал «Париж, 1919-й» удачной возможностью высказать свое нелицеприятное мнение.
Продюсером пластинки стал Крис Томас — личность небезынтересная. Британский продюсер и звукорежиссер больше всего известен тем, что отказался играть в группе Джими Хендрикса, который его настойчиво звал. А также был главным звукорежиссером при записи легендарного «Белого альбома», когда Джордж Мартин поссорился с Beatles. Кроме того, Томас успел поработать с самыми известными и авторитетными рок-группами того времени – Procol Harum, Jetrho Tull, Climax Blues band. Стоит ли удивляться, что человека с таким послужным списком Джон Кейл решил пригласить на роль продюсера своего альбома?
И это был правильный выбор. Можно сказать, что Крис Томас стал соавтором музыкального материала, благодаря ему «Париж, 1919» превратился в изящное, благородное звуковое полотно, не только вобравшее в себя наработки барочной эстрады предыдущего десятилетия, но и ставшего предтечей арт-попа в его современном виде. Журнал «Rolling Stone» не скупился на дифирамбы: «”Paris 1919” — один из наиболее амбициозных альбомов, когда-либо выпускавшихся. Эта пластинка – своего рода интеллектуальная головоломка, чтобы собрать все грани которой нужно обладать широким эстетическим кругозором и солидным художественным багажом. Дотошный слушатель может обнаружить в альбоме завуалированные отсылки к Шекспиру, Грэму Грину, Джону Эноху Пауэллу, а также нуар-кинофильму 1950 года «Бульвар Сансет», режиссера Билли Уайлдера».
Послушать альбом можно в нашей группе ВК.
Также читайте в рубрике «Винилы: Золотые полтинники»:
История одной из самых нашумевших мистификаций в истории рока
Хрупкая девушка с бас-гитарой и мощным голосом
Как книга о женах Генриха Восьмого вдохновила Рика Уэйкмана на написание легендарного альбома
Почему табачная компания хотела превратить альбом группы Camel в рекламу сигарет
Последний альбом рок-группы, которую никто не полюбил в 70-е
Как английская певица прославилась благодаря романсу Бориса Фомина «Дорогой длинною»
Как лидер группы Soft Machine после травмы позвоночника достиг «Rock Bottom»
Единственный альбом Бобби Харрисона, который пролежал на полке три года
Почему песни Эл Грина выделялись на фоне поп-музыки
Как группа Wishbone Ash записала альбом после гитарной дуэли с Ричи из Deep Purple