Сегодня в рубрике «Винилы» опять альбом прогрессивного рока. Прогрессивный рок, или прог-рок, или арт-рок, симфо-рок, под разными именами был очень востребованной музыкой полвека назад, в первой половине 70-х. Предельно усложненная музыка, с виртуозными инструментальными пассажами, с неожиданными сменами ритма, с продолжительными пьесами по 9-10 минут (из-за этого группы прог-рока редко звучали на радио, поскольку там существовал жесткий формат – песня не длинее трех минут) – сегодня остается только удивляться, как такая музыка собирала гигантские концертные залы, а пластинки прогрессивного рока разлетались как горячие пирожки.
Английская группа Camel входила в неформальную «высшую лигу» прог-рока. В 1974 году вышел ее третий альбом «Mirage» , который до сих пор считается одной из вершин британского прогрессивного рока 70-х. Во время записи музыканты неустанно экспериментировали. Так, в песне «Superwrister» впервые прозвучала флейта, на которой сыграл вокалист группы Энди Латимер. Впоследствии партии флейты украшали все альбомы Camel (а группа время от времени выступает до сих пор, неизменно собирая полные залы).
В альбом вошли пять песен, из которых две длятся более девяти минут. Эти две песни состоят из нескольких частей: «Lady Fantasy Suite: Encounter/Smiles for You/Lady Fantasy» и «Nimrodel/The Procession/The White Rider», вторая из них посвящена «Властелину колец» Толкина. Великолепное, экзотическое звучание мягко поднимает занавес для колоколов и шума толпы, для «шествия». Я ничего не знаю о том, как этот удивительный маленький средневековый марш был собран воедино, но все закончилось слишком быстро, и «белый всадник» забирает нас в космическое путешествие, полное открытий, изобилующее гобоями и, конечно же, флейтой. Есть невероятно много поворотов и ключевых изменений, неожиданных каденций и мощных мелодий.
Обложка альбома, похожая на лицевую сторону пачек сигарет «Camel» вызвала недовольство со стороны американского филиала сигаретной компании, из-за чего в США пластинка была выпущена с другой обложкой. Табачная компания предложила музыкантам переименовать некоторые песни соответственно с ее коммерческими интересами, например, записать песню с названием «Двадцать в пачке», англ. «Twenty To The Pack», напечатать на конвертах пластинок их рекламу и позволить бесплатную раздачу сигарет на концертах. Даже хотели организовать выпуск сигарет «Кэмел» в маленьких пачках по пять сигарет в пачке – по числу песен на альбоме «Mirage» . Музыканты Camel (некурящие) возмутились такой бесстыжей рекламой, и лидер группы Питер Барденс опубликовал официальное заявление, в котором рассказал эту историю и иронически предложил сочинить песню под названием «20 палочек рака» (англ. «Twenty Sticks Of Cancer»). В итоге группе удалось отбиться от претензий табачного лобби.
Скандал со временем забылся, а вот сам альбом «Mirage» остается шедевром, классикой британского прогрессивного рока. Альбом занимает 15 место в списке Топ-25 лучших альбомов прогрессивного рока по версии Progarchives.com, а также занял 21 место в списке «50 величайших прог-рок-альбомов всех времён» журнала Rolling Stone.
Послушать альбом можно в нашей группе ВК.
Также читайте в рубрике «Винилы: Золотые полтинники»:
История одной из самых нашумевших мистификаций в истории рока
Хрупкая девушка с бас-гитарой и мощным голосом
Как книга о женах Генриха Восьмого вдохновила Рика Уэйкмана на написание легендарного альбома
Как Led Zeppelin, сидя у костра, сочинили «Stairway to Heaven»
Элтон Джон сменил страну, чтобы не записывать альбом в комнате с гусями
Внезапный хит Black Sabbath на альбоме «Paranoid»
Как лидер группы Soft Machine после травмы позвоночника достиг «Rock Bottom»
Единственный альбом Бобби Харрисона, который пролежал на полке три года
Почему песни Эл Грина выделялись на фоне поп-музыки
Как группа Wishbone Ash записала альбом после гитарной дуэли с Ричи из Deep Purple