Нина Петько: «Создатель — это не технология, а человек»
Если вы увлекаетесь портретной съемкой, то, конечно, вам известно имя Нины Петько. В ее аккаунте в Инстаграм больше пяти тысяч подписчиков, а отдельные ее работы способны удивить самых искушенных ценителей, повидавших все что можно в современном арт-пространстве. Она легендарная, и этим все сказано.
О том, что отделяет искусство от ремесла, о противостоянии пленки и «цифры», а также о многом другом Нина Петько – в эксклюзивном интервью журналу «Тверьлайф».
— Нина, как давно вы занимаетесь фотографией? Что было триггером?
— Я увлеклась этим на последнем курсе художественного училища. На занятиях по фотоделу открыла для себя новый инструмент воплощения идей с помощью фотографии. Используя его, намного быстрее добивалась желаемого от картинки. Прошло 12 лет, и я до сих пор считаю фотографию быстрым изобразительным способом донести до зрителя свою задумку.
— Сейчас это ваша основная деятельность или хобби? И где, на ваш взгляд, проходит тонкая грань между профессией и увлечением?
— Фотография — моя основная деятельность. А грань между профессией и увлечением – деньги. Если делаешь бесплатно — это уже увлечение.
— Среди ваших работ много портретов. Почему именно они?
— Я считаю, что человек — неизведанная вселенная, в нем очень много красоты, загадочности и уникальности. Каждый раскрывается передо мной по-особенному, оттого процесс захватывает с головой. Раскрыть человека во время съемки — непростая задача, но эта сложность ещё больше привлекает. Своего рода психологическая игра, которая, как правило, успешно протекает и дает потрясающие результаты. Для меня важна интимность на площадке, поэтому жанры семейной и детской съемки — совсем не моё.
— В каких еще жанрах любите работать?
— Последний год увлекаюсь видео, создаю зарисовки, клипы на музыку мужа. Также обожаю стрит-фотографию и постоянно практикуюсь в этом направлении. Развиваю съемку натюрмортов.
— Как часто снимаете?
— Раньше я могла снимать хоть каждый день. Набирала порой на неделю «тонну» съемок, считая, что справлюсь. Внутренний запал и желание присутствуют в каждой съемке, независимо от состояния, но в итоге — перегруз. Сейчас у меня все происходит более мягко и чутко по отношению к себе, тем не менее я снимаю много.
— С какой техникой предпочитаете работать?
— Я как села за «руль» Canon, так и продолжаю им управлять. А вот монитор для меня принципиальная вещь, использую Macintosh.
— Еще в начале двухтысячных на волне развития новых технологий многие предрекали смерть фотопленке. Однако и сейчас, в 2020-м, она живее всех живых. Откуда такое трепетное отношение? Или это мода?
— Всё зависит от задачи, которую вы ставите перед собой. Я снимаю на пленку преимущественно творческие проекты, потому что с ней не надо проводить большого постпродакшена, всё уже готово и красиво. Пленкой увлечен не только 2020 год. Она всегда шла параллельно с цифрой, выполняя иные задачи.
— Как выбираете темы для снимков? Кто ваши модели?
— Чаще всего я вдохновляюсь самим человеком, его увлечениями, жизненной позицией, внешностью. Часто он ассоциируется у меня с определенным цветом. Далее всю эту информацию я пропускаю через себя — и получается образ. Я очень редко снимаю профессиональных моделей, главные герои моих снимков – обычные люди.
— Как выбираете локации для съемок?
— Интуитивно.
— Что вас вдохновляет?
— Всё, что происходит вокруг. Текстуры, фактуры, закаты, картины, города, книги.
— Чем еще занимаетесь, кроме фотографии? Какие у вас увлечения?
— Я занимаюсь живописью, графикой, создаю коллажи, как бумажные так и цифровые. Очень люблю кинематограф, да и в целом мне нравится открывать для себя новых авторов во многих сферах искусства.
— Как вы думаете, вытеснят ли профессиональную съемку новые технологии? И что вообще ждет фотографию через 5, 10 или, скажем, 25 лет?
— Я считаю, что фотография бессмертна и никогда не оставит своих позиций. Она сейчас доступна каждому, но создатель — это не технология, а человек. Через 5, 10 или 25 лет фотография продолжит припеваючи жить и процветать.
— Как отделить искусство от ремесла? И как понять, сняты работы со вкусом или это китч?
— Искусство отличается от ремесла наличием идеи или её отсутствием. Понятие вкуса очень субъективно. На каждого зрителя с его предпочтениями найдется фотограф со своим стилем.
— Кем бы вы себя назвали – больше фотографом или художником?
— Я назвала бы себя художником.
— Что важнее – чувство вкуса, знание теории или мощная техника?
— Важнее совокупность многих факторов. Насмотренность, практика, желание развиваться, погружение в тему, заинтересованность. Мастер сделает сногсшибательную работу даже на камеру смартфона.
— Как часто вы выставляете свои работы в реальной жизни, не в информационном пространстве? И нужны ли в современном мире традиционные выставки?
— На традиционных выставках погружаешься в мир, созданный автором. Эмоциональное восприятие оригинала не сравнится с репродукцией или картинкой в цифровом пространстве. У меня проходили только живописные персональные выставки, фотовыставки — в планах.
— На кого из известных фотографов прошлого или настоящего вы равняетесь? Если, конечно, такие есть.
— Я не равняюсь на фотографов. Они вдохновляют, а я наслаждаюсь их видением и идеями. Среди таких — Хельмут Ньютон, Питер Линдберг, Патрик Демаршелье, Эухенио Рекуэнко и многие другие.
— Над чем работаете прямо сейчас?
— Сейчас я в процессе вынашивания идей для двух проектов, один из них социальный, другой больше нацелен на визуальную картинку – в жанре предметной съёмки. С января активно занимаюсь живописью, готово большое количество работ, которые ожидают персональной выставки, потому что дома не хватает для них места.
— Повлиял ли на ваше творчество карантин?
— Карантин предоставил возможность остановиться, оглянуться, переосмыслить. Если на пути ручья выросла большая каменная стена, он изменит направление, но будет продолжать своё течение. Так и у меня — сместился вектор, открылись новые направления.
— Может ли возникнуть такая ситуация, при которой вы бросите фотографию?
— Вполне возможно, что я могу переключиться на иной способ реализации своих идей и оставить фотографию. Не вижу смысла ограничивать себя одним делом и погружаться лишь в него с головой. Вокруг слишком много интересного, что хочется познать и опробовать. Я живу сегодня и думаю про завтра. Мне нравится находиться в этом потоке, не сковывая себя рамками четкого планирования. Я открыта новым направлениям, которые вызывают у меня интерес, будь это скульптура, видео, а может, перформанс. Кто знает, куда приведет эта извилистая тропа с сотнями развилок? От незнания еще интереснее.
Беседовал и записывал Сергей САВИНОВ.
Заказать фотовыпуск можно:
— написав нам в сообщения группы ВКонтакте.
— в сети киосков Кардос (бывшие киоски «Союзпечать»),
Также вы можете его полистать во всех автосалонах и работающих салонах красоты
Цена 150 рублей. Возможна доставка.