Как Иван Грозный принимал в Старице посольство Папы Римского 

  • 28 декабря 2019, Суббота 15:55
  • 7109
История Твери в спецпроекте Тверьлайф на Яндекс Дзен
Специальный исторический проект  «Тверьлайф-ретро». Краевед Павел Иванов описывает историю Тверской области во времена опричнины Ивана Грозного.
Часть первая:
С чего начался поход по искоренению «измены», главным виновником которой царь определил своего двоюродного брата – князя Владимира Андреевича Старицкого.
Часть вторая:
Что совершил неистовый царь в Твери , опричный погром, события в Отрочь монастыре.

Часть третья:
Как опричник Малюта Скуратов чуть не погиб в Торжке.

Часть четвёртая:

 Как опричники Ивана Грозного убивали митрополита Филиппа в Твери.

У нас на канале в Яндекс-Дзен целая история про древнюю Тверь.

А сейчас – продолжение..

Как Иван Грозный принимал в Старице посольство Папы Римского 

Город Старица в 1581 году представлял собой царскую ставку, поэтому буквально кишел народом. 18 августа 1581 года, когда туда прибыло папское посольство, состоявшее из пяти иезуитов и сопровождающих их слуг, в городе и его окрестностях находились несколько тысяч человек. Делегатов встретили в нынешнем селе Бороздино в километре от города и с почетным эскортом из трехсот всадников сопроводили до города.

 

Поссевино подробно записал титул московского царя, который три пристава, отряженных встречать его (Михаил Внуков, Страхов Второй и Семейка Пахомов), произносили постоянно по многу раз: «Милостью божьей великий государь и царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, царь Казанский, Астраханский, государь Псковский и великий князь Смоленский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Булгарский и т.д., государь и великий князь Нижегородский, Черниговский, Рязанский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Ливонский, Удорский, Обдорский, Кондинский и государь всей земли Сибирской и Северской».

При встрече иезуитам подарили коня темной масти, украшенного серебряной сбруей (почетный знак уважения к послу). Затем состоялся въезд. Неизвестно, загоняли ли народ на это мероприятие специально, или люди вышли на улицу посмотреть на послов по своей воле (скорее всего, были и те, и другие). Богато одетые мужчины и женщины стояли рядами вдоль улицы, наблюдая за проездом послов.

К сожалению, увидеть сам город у папских послов не было времени. А жаль, учитывая дотошность, с которой они записывали все свои впечатления. В тот момент в городе насчитывалось порядка трехсот постоянных дворов и около двадцати церквей и монастырей. Центральная улица (примерно понятно, что она соответствует расположению кварталов на нынешних Ленина и Маркса (Широкой и Семеновской), была застроена сплошь деревянными домами. Эта улица шла наискосок примерно от современного отеля «Особняк» на Карла Маркса к нынешнему въезду на мост, откуда заворачивала, как и сейчас, к въезду на городище (тогда в крепость). Послы должны были миновать как минимум три деревянные церкви, стоявшие на небольших площадях (Симеоновскую, Рождества Богородицы и Пятницкую).

Начиная от так называемого Нового Города (крепости как раз грозненского времени) уже шли богатые усадьбы, в одной из которых разместили гостей.

Как Иван Грозный принимал в Старице посольство Папы Римского 

Но едва послы отдохнули, как их пригласили на пир с участием более шестидесяти человек (без участия государя). Порядок еды был таков: распорядитель (молодой человек) при каждой смене блюд «поднимался, при этом и все поднимались и, обнажив голову и перечислив все титулы своего государя, говорил, как будто бы произносил торжественную молитву: «Великий князь жалует тебя своей милостью, этим блюдом».

Сам стол не был застлан ковром, но был застелен лишь скатертью, на нем был поставлен огромный белый каравай хлеба, стояли солонка и два кувшина, один с уксусом, в другом был перец. Этими предметами московиты из-за суеверия убирают свои столы. Когда же было подано последнее блюдо, сидевший рядом с Поссевино юноша сказал: «cleb da sol», т.е. хлеб да соль, что является знаком окончания трапезы. Говорят, что это выражение пошло от монаха Сергия, умершего около 190 лет тому назад, причисленного к так называемым святым. Он известен чудесами, и московиты чтят его с самым религиозным чувством».

Интересно, что старинный обычай тогда связывали с преподобным Сергием Радонежским. Деталь любопытная, в житие святого она не вошла.

Излишне говорить, что еда была сытной и обильной. Когда послы, наконец, отправились отдыхать, приставы предложили продолжить «банкет» винами уже в опочивальне. Понимая, что они хотят проверить, не развяжутся ли у послов языки на предмет чего важно, Поссевино вежливо ответил, что «удовлетворил природную потребность в пище и что священнослужители, которые каждый день вкушают священное тело христово, должны жить в умеренности и трезвости, а время нужно проводить скорее в тех делах, которые имеют отношение к посольству, чем за чашами. Этот ответ московиты выслушали с большим почтением и одобрили его».

Павел ИВАНОВ

0

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделись новостью с друзьями
Поделись новостью с друзьями:

Похожие записи

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: