Юлия Овсянникова: РИА «Верхневолжье» – в гуще событий и в центре внимания

  • 25 декабря 2020, Пятница 20:00
  • 2372
Юлия Овсянникова: РИА «Верхневолжье» – в гуще событий и в центре внимания
Фото: Леонид Смирнов

Главный редактор медиахолдинга РИА «Верхневолжье» Юлия Овсянникова в интервью изданию “Край справедливости” рассказала о векторе развития тверской журналистике, творческой команде и амбициозных проектах РИА “Верхневолжье”.

— Юлия Олеговна, в прошлом году мы говорили с вами о многочисленных проектах РИА «Верхневолжье», в том числе довольно амбициозных. Что уже удалось воплотить, какие изменения произошли и что на сегодняшний день представляет собой холдинг?

— Для начала напомню, как, когда и при каких обстоятельствах появилось РИА «Верхневолжье»: ведь это событие прошло в свое время незаметно для тверского публичного поля, и многие узнали о существовании холдинга, увы, с большим опозданием.

ГАУ РИА «Верхневолжье» появилось в 2015 году, за несколько месяцев до смены регионального руководства. Соответствующее решение принималось наспех, медиахолдинг был создан «на коленке». Нормативная база, концепция, цели и задачи, структура – все запускалось в работу, в черновом, сыром варианте. Очевидно, на этом этапе планировалось для начала просто объединить коллективы двух областных государственных газет, газеты «Тверские ведомости» и «Тверская жизнь», под одной крышей: а потом уже превращать в полноценный холдинг, где издания работают в разных форматах для разной аудитории, но как единый механизм.

Однако обстоятельства сложились иначе: вскоре в Тверской области сменилось руководство, а такие серьезные перемены всегда включают в себя некий переходный период. В итоге первый черновой этап жизни ГАУ РИА «Верхневолжье» из временного едва не превратился в постоянный.

Ни в коем случае не хочу кидать камень в тех, кто инициировал в свое время создание холдинга и руководил на ранних этапах этим процессом, но после себя эти люди оставили сырую, нерабочую структуру, которая лично мне напоминала неокрашенный, подпертый палкой забор. Вы удивитесь, но, например, устав ГАУ РИА «Верхневолжье» был в свое время попросту скачан из «Гаранта»: а ведь речь о документе, который определяет основы жизни всей организации!

Поэтому в первую очередь важно было довести до ума все, что наспех, бездумно вводилось в 2015 году при создании холдинга. И, конечно, было важно исправить главную ошибку, допущенную в свое время при запуске холдинга: рассказать Тверской области о его существовании, объяснить, что это такое, и поработать на узнаваемость бренда.

Эта задача выполнена: думаю, сегодня уже все в регионе выучили название РИА «Верхневолжье», в курсе, что в него входит три печатных издания – «Тверские ведомости», «Тверская жизнь», «МК в Твери» — а также три интернет-сайта, радио- и видеостудия. Радует, что нам удалось привлечь внимание тверского интернет-сообщества и тверского политикума. Обратите внимание: три года назад создание РИА «Верхневолжье» обсудила лишь тверская медиатусовка, сейчас же РИА «Верхневолжье» – в гуще событий и в центре внимания.

— Удалось ли создать в РИА единый коллектив — команду? Ведь это одна из важных составляющих комфортной и продуктивной работы…

— Не скрою, поначалу было непросто. Пришлось столкнуться и с интригами, и со сложившимися жесткими неформальными отношениями внутри РИА, которые, на мой взгляд, мешают выполнению профессиональных задач и идут во вред работе.

Поэтому мы очень серьезно относимся к кадровой политике и к тому, что принято называть корпоративной культурой, или, по-русски, сплоченностью.

У тверского информационного пространства, на мой взгляд, есть большая беда: в нашем регионе несколько лет никто целенаправленно не готовил новое медиапоколение, ребят, идущих на смену журналистам, чей пик карьеры

пришелся на девяностые и нулевые. В итоге в тверской журналистике возник поколенческий перекос: ядро нашего журналистского сообщества – это люди в возрасте 45 – 75 лет. Их представления об информационном продукте не совпадают с медиаожиданиями молодежи, но нового поколения медийщиков, способных говорить с ней на одном языке, увы, не появилось. Поэтому во всех регионах страны информационный мейнстрим – это продукты молодых журналистов и медиаменеджеров, представляющих зарегистрированные СМИ, а у нас, в Тверской области, мейнстрим – это фейки.

Когда-то именно государственные СМИ были тем местом, где растили будущих звезд журналистики. Сейчас мы считаем это одной из важных миссий РИА «Верхневолжье»: вот почему в последнее время у нас появилось столько молодых кадров. На всех форумах, встречах со школьниками и студентами я повторяю одну и ту же мысль: наши двери открыты для ребят с горящими глазами, которым хочется писать, фотографировать, вести блоги, делать видеоролики.

— И как же выстроена эта работа?

— Мы тесно сотрудничаем с университетами, проводим мероприятия для школьников и студентов, создаем дискуссионные площадки, на которые приглашаем интересных спикеров, берем стажеров, а наших молодых сотрудников, в свою очередь, отправляем при первой возможности на федеральные медиафорумы и медиатренинги. У нас очень много талантливых молодых людей, важно не упустить их, дать им возможность раскрыться.

Кстати, это федеральный тренд, и не только в журналистике. Обратите внимание, как много сейчас проектов по поиску молодых лидеров, будущих управленцев, политиков, ученых. Государство, спохватившись, создает систему социальных, карьерных лифтов, и это можно только приветствовать: ведь если в стране нет прослойки молодых профессионалов, у нее нет будущего.

Уточню: я говорю сейчас не просто о грамотных профессионалах, а о людях, которые выросли в относительно благополучные времена и были воспитаны на иных ценностях. Обратите внимание: у нового поколения в моде здоровый образ жизни, а не самоуничтожение, хорошее образование, а не правильные знакомства. Оно мотивировано и понимает важность саморазвития. В отличие от тех, кто рос в девяностые и нулевые, нынешние школьники и студенты не готовы адаптироваться к коррупции.

Это — будущий костяк нашего общества. И говорить с ним на одном языке нужно начинать уже сейчас. Молодежь часто упрекают в прагматизме: но прагматизм ведь бывает разный. Новое поколение интересует карьера, знания, развитие: разве это плохо? Мы видим, как на федеральном уровне его пытаются встроить в государственную систему: то же самое должно, по моему мнению, происходить в журналистике. А начинаться все должно с любви к профессии: только тогда мы можем говорить о здоровом обществе и здоровых СМИ.

— Лично вы как редактор и руководитель участвуете в этом процессе?

— Разумеется. Например, я второй год преподаю в университете, веду предмет «Политический процесс в тверском регионе». Моя цель – поиск и подготовка кадров для РИА. В этом году РИА «Верхневолжье» впервые стало соорганизатором молодежного форума «Медиасмыслы». Ряд сотрудников, в том числе и я, выступили в качестве спикеров перед школьниками и студентами. Я, например, рассказывала, что такое политическая аналитика. А после форума мы договорились с московскими и питерскими гостями о сотрудничестве: так что в следующем году «Медиасмыслы» будут еще интересней и представительней.

Недавно на базе РИА «Верхневолжье» проводила мероприятие тверская городская «Школа медиа» — объединение тверских школьных пресс-центров. К нам в гости на выходных пришли тридцать ребят из тверских школ, мы показали им, как делаются новости и репортажи, как придумываются темы и заголовки: а потом дали возможность поработать на наших интернет-лентах. Так родилась идея долгоиграющего проекта «Суббота в РИА»: мы планируем проводить дни открытых дверей и интенсивные курсы для детей из муниципалитетов Тверской области – нужно готовить кадровый резерв не только для тверских, но и для районных редакций.

Что касается подготовки молодых журналистов, уже работающих в РИА, приведу простой пример: недавно два наших сотрудника приняли участие в форуме «Настоящие медиа будущего», который с 6 по 12 ноября в Москве проводила организация «Русские репортеры». Представляете, как мотивирует человека, увлеченного репортажной журналистикой, когда у него есть возможность пообщаться с такими мэтрами, как Владимир Познер, Виталий Лейбин, Марина Ахмедова, Дмитрий Соколов–Митрич, Олеся Носова, Вадим Текменев, Юрий Васильев? Когда он видит, что его текст опубликован в легендарном журнале «Русский репортер»?

Зависимость от информации называют болезнью XXI века, но журналист просто обязан быть инфоманом. Он должен присутствовать в социальных сетях, зачитываться федеральными газетами и журналами, уметь искать информационные поводы. Поэтому в этом году в РИА Верхневолжье появился свой буккроссинг: книжный шкаф, где в открытом доступе лежит огромная подшивка «Русского репортера», книги об интернет-журналистике и интернет-маркетинге, федеральные газеты и журналы.

В этом году у нас появился и свой собственный образовательный проект: по четвергам у нас проходят курсы и лекции для сотрудников: по фотографии, проектному управлению, креативному мышлению, работе в Instagram.

— Что, по вашему мнению, сегодня представляет собой региональное медиаполе?

— На мой взгляд, оно в упадке. В страшном дефиците аналитика и те, кто ее пишет. В первую очередь, речь идет об интерпретации планов и решений власти: подчеркиваю — не о пропаганде или огульной критике, а именно об анализе.

Свято место пусто не бывает, и на поляне резвятся интернет-тролли и фейки. Все зашло так далеко, что мы видим: эта «теневая журналистика» пытается влиять на внутреннюю политику. Как ни прискорбно об этом говорить, но в происходящем – большая доля вины профессиональных журналистов, которые в свое время всему этому потакали, а также отдельных чиновников, которые без стеснения курируют фейковых «аналитиков» и диванных «экспертов». Впрочем, слово «курируют» звучит слишком вежливо: речь идет о многолетних сливах конфиденциальной информации, о финансовой поддержке этих «блоговых» проектов и многих других удивительных вещах.

Но, повторюсь, ничего бы этого не случилось, если бы на информационном поле было несколько аналитических площадок и целый ряд авторов, способных доходчиво, интересно объяснить читателям позицию власти.

Что в итоге? А в итоге мы видим: даже самые рациональные и долгожданные решения власти поливаются грязью и встречаются в штыки. Казалось бы: рядом с властью есть лояльная пресса, целый медиапул. Но, увы, он погряз в склоках и неспособен выступить одним фронтом при выполнении общих информационных задач: а жаль.

Со стороны, поверьте, все это выглядит странно и дико. Журналисты из других регионов, заглянув к нам, не верят своим глазам: власть с утра до ночи топчут фейки, сотрудники зарегистрированных СМИ и чиновники ставят им лайки, но никто при этом не стесняется получать деньги от обруганного государства.

Одна из задач РИА «Верхневолжье» — восстановить баланс на информационном поле и стать главной медиаплощадкой для обмена информацией между властью и населением.

— Сложная задача. Как планируете ее решать?

— Первое – это создание сильной команды, способной держать удар. В отличие от фейков, мы не имеем права врать, не можем выходить за жесткие рамки законодательства РФ, каждое наше слово разглядывают под лупой, а любой ход бурно обсуждают. Работать в таких условиях могут не все: и главное слово тут – работать. Именно поэтому большой коллектив РИА «Верхневолжье» должен быть одной командой, а не рядом неформальных групп, с чем я столкнулась в начале своей работы в холдинге. Именно поэтому в РИА должна царить творческая спокойная атмосфера: без сплетен и интриг. На мой взгляд, на сегодняшний день нам удалось сделать много важных шагов в этом направлении: костяк единой творческой команды создан.

— О каких удачных проектах уходящего года вам хотелось бы рассказать? Чем гордитесь?

— Например, проектом «Народный путеводитель», который мы запустили совместно с Министерством туризма: за лето мобильные группы РИА «Верхневолжье» побывали в десяти районах Тверской области и привезли из этих пресс-туров невероятное количество медиаконтента. Мы подсчитали, что за пару месяцев в рамках проекта у нас появилось 383 поста в Instagram, 131 публикация на наших сайтах, 550 постов в других социальных сетях, десятки видеороликов и десять лонгридов. Все это ушло в социальные сети других регионов ЦФО, а сейчас мы встречаем наши тексты, фото и видео на самых неожиданных российских ресурсах.

В этом году мы привели в порядок коридор на четвертом этаже: там появились стенды с историей входящих в РИА изданий, биографиями известных сотрудников, туристической картой Тверской области и… нашими фотографиями, которые были сделаны под брендом «Народный путеводитель». А летом мы два дня презентовали этот проект на фестивале «Чего хочет Тверь» в городском саду: специально к фестивалю наши креативные сотрудники придумали квест по туристическим местам Тверской области. Тут же проходила фотосушка, и победители получали на память фотографии из наших поездок. В итоге на нашей площадке побывало около двух тысяч человек, и она оказалась одной из самых популярных на фестивале.

Я горжусь тем, что мы это сделали, ведь туризм не может развиваться без медиаподдержки, а журналисты любят интересный контент. Ну и еще подобные проекты работают на сплочение коллектива, о котором мы уже говорили. Кстати, проанонсирую: сейчас мы готовим зимний сезон «Народного путеводителя» — ведь туристу есть чем заняться в Тверской области и в так называемый «низкий сезон». Будут сюрпризы: например, на Крещение увлеченные ЗОЖ сотрудники РИА «Верхневолжье» (а в нашем коллективе таких немало) обязательно окунутся в проруби в одном знаковом, интересном с туристической точки зрения месте.

— Кстати, это правда, что в РИА в моде спорт?

— Не стала бы делать такие громкие заявления, но действительно, часть коллектива занимается спортом, посещает залы. В следующем году мы обязательно поучаствуем в городских спортивных мероприятиях и поддержим акции, пропагандирующие здоровый образ жизни.

— Главный редактор тоже будет в них участвовать?

— Обязательно. Причем в первых рядах.

— Я заметил, что вы несколько раз употребили словосочетание «образ жизни». А что еще, кроме спорта, должно, по вашему мнению, присутствовать в жизни журналиста РИА «Верхневолжье»?

— Перечислять можно много и долго – например, изучение современных медийных инструментов, чтение книг, интерес к политике, истории, культуре.

Современный журналист – человек социально активный. В этом году мы совместно с ДК «Пролетарка» выходили на субботник, убирали старый парк возле ДК и сажали деревья. Накануне этого Нового года РИА «Верхневолжье» участвует сразу в трех акциях: оказывает поддержку хоспису «Анастасия» при проведении благотворительной новогодней ярмарки, помогает фонду «Константа» собрать подарки для многодетных семей из далеких районов области, а также присоединилось к акции известного волонтера Николая Романенко по сбору подарков для «подшефных» одного из геронтологических центров. В конференц-зале РИА «Верхневолжье» уже наряжена елка, для сотрудников и их семей там оборудована фотозона, а под елкой мы будем собирать подарки для наших благотворительных акций.

Но, конечно, добрая и творческая атмосфера в стенах РИА – это не самоцель. В этой атмосфере должен рождаться умный и талантливый медиапродукт. И планка, которую мы перед собой поставили — это постепенный выход на уровень качества федеральных СМИ. Мы хотим доказать, что региональные и районные газеты, вопреки устоявшемуся мнению, могут быть не хуже столичных изданий. И поверьте, мы это сделаем.

— Как у вас проходит работа с соцсетями?

— Это важная часть работы любого современного СМИ, и мы тоже уделяем соцсетям большое внимание. При этом хочу подчеркнуть, что мы государственный холдинг и, в отличие от многих коммерческих СМИ, придерживаемся жестких правил: мы не покупаем трафик и не накручиваем лайки с репостами, не эксплуатируем откровенно «черные» темы, не платим никому за сливы информации. В этом плане нам сложнее, чем конкурентам: но даже в таких жестких рамках у нас многое получается. Вы в курсе, например, что наш сайт «МК в Твери» стабильно входит в ТОП-5 самых посещаемых региональных сайтов, работающих под брендом «МК», а за последние три месяца его посещаемость выросла вдвое? Он входит в ТОП-5 сайтов Тверской области, и это, уверена, только начало: весь следующий год мы посвятим развитию интернет-сегмента.

Что касается социальных сетей, то сейчас в наших группах в трех социальных сетях в сумме – около 70 000 подписчиков. Кстати, как могли заметить наши постоянные подписчики, мы заливаем наши видеоролики непосредственно в наши группы, чтобы их можно было смотреть с телефона, не переходя ни по каким ссылкам. Там постоянно проводятся опросы, идут розыгрыши, выкладываются фоторепортажи.

Эта работа очень важна, и мы будем ее усиливать: ведь мы видим, что тверские соцсети превращаются в поле негатива, и далеко не во всех уголках Тверской области официальные СМИ готовы этому противостоять. Нам обидно за районные газеты, многие из которых находятся в глубоком кризисе. Дело дошло до того, что отдельные издания и интернет-ресурсы обслуживают интересы местечковых олигархов, а власть на территории в это время работает в гордом одиночестве, без медиаподдержки.

Еще и поэтому РИА «Верхневолжье» заинтересовано в подготовке молодых журналистов, нацеленных на профессию, а не на интриги. Именно они в конечном счете изменят ситуацию, станут лицом региональных СМИ. И тогда за тверское медиаполе точно не будет стыдно.

— Ползет слух о скором закрытии газеты «Тверская жизнь». Об этом говорилось годами, более того – в социальных сетях постоянно считали бюджетные деньги, которые тратились на содержание редакции. Это правда, что у газеты плохие экономические показатели?

— Лично у меня с газетой «Тверская жизнь» связаны одни из самых ярких профессиональных впечатлений в жизни. В свое время я переступила порог этой редакции в конце 2009 года: в тот период в редакции шло обновление команды, а в газете – так называемое переформатирование. Работать там было очень интересно, я и сейчас вспоминаю об этом с ностальгией. К сожалению, этот период продолжался недолго: он завершился разгромом коллектива и возвращением к формату советской периодической печати.

Такой формат не может быть, к сожалению, ни востребованным, ни рентабельным: даже если в коллективе есть профессиональные журналисты. Не стоит удивляться, что показатели издания несколько лет не просто плохие, а очень плохие. Это ни для кого не секрет, и это годами обсуждалось тем же тверским медиасообществом.

В банковской сфере есть понятие санации: когда деятельность банка приостанавливается для его финансового оздоровления, восстановления платежеспособности и предотвращения банкротства. Полагаю, в данном случае уместно говорить не о закрытии или ликвидации, а о санации.

Кстати: вы берете у меня интервью под брендом «Вече Твери», на котором в свое время многие поставили крест. Но прошло несколько лет, и бренд снова присутствует на информационном поле. Эта история доказывает простую вещь: если у брендов есть потенциал, они рано или поздно возрождаются.

— Как относитесь к своим недоброжелателям?

— Критика обязательно должна быть. Я нормально отношусь к конструктивным замечаниям, а на людей, которые бесконечно льют грязь, не обращаю внимания. Так что, повторюсь, мы уважаем чужое мнение, но дискутировать готовы только с теми, кто критикует, а не оскорбляет. И, конечно, с реальными людьми, а не с фейками.

— Напоследок поговорим о позитиве. Недавно у вас появились видеопроекты вроде «Вечера в РИА» и «Кабинета»…

— Ими мы тоже можем гордиться – их смотрят, их обсуждают. Мы стараемся делать их максимально интересными и злободневными: недавно, к примеру, мы обсуждали тверской менталитет, а до этого дискутировали о переименовании улиц.

Если говорить о работе изданий, мы не боимся экспериментировать – в частности, мы возрождаем в «МК в Твери» подзабытый жанр судебных очерков, ведем текстовые трансляции, в последнее время стали делать множество разных обзоров. У газеты «Тверские ведомости» скоро появится новый макет. На сайте «Тверьлайф» грядет модернизация. Раскрою еще один секрет: в настоящее время идет регистрация еще одного интернет-ресурса. Впрочем, все увидите сами.

0

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделись новостью с друзьями
Поделись новостью с друзьями:

Похожие записи

Ничего не найдено

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: