Первые тверские в истории

Где кадры растут: как «Точки роста» открывают ребятам двери в науку

  • 27 июля 2021, Вторник 17:30
  • 4900
Где кадры растут: как «Точки роста» открывают ребятам двери в науку
Фото: спорт.тверскаяобласть.рф

Кто же не слышал о Михаиле Ломоносове, которого учителя из года в год приводят в пример, пытаясь зажечь в учениках жажду знаний? О том самом Михаиле Ломоносове, который пешком шел из родной деревни (из Архангельской, между прочим, губернии) в Москву, чтобы получить образование, а потом и самому задать его стандарты? Не менее известен, впрочем, Исаак Ньютон, сын мелкого фермера, который стал великим математиком и физиком. Или Иммануил Кант – родоначальник немецкой классической философии, вышедший из семьи ремесленника.

Этих людей объединяет не только масштаб их личностей, но и схожий бэкграунд: они родились в глубинке, но это не помешало им, как и сотням других, стать великими деятелями науки и искусства. Бесконечно можно восхищаться силой духа тех, кто – несмотря ни на что и вопреки всему – стремился познавать этот мир и совершать великие открытия.

Сегодня, чтобы получить образование, больше не нужно идти пешком из Архангельска в Москву. И самое прекрасное в том, что знания одинаково доступны для каждого ученика как в столице, так и в малых городах. Этому способствуют «Точки роста» – особые центры цифрового и гуманитарного профиля, которые открываются в регионах.

Тверские кузницы учёных

В Тверской области по нацпроекту «Образование» только в 2020 году появилось 30 таких инновационных «Точек», где ребята могут заниматься совершенно бесплатно. Губернатор Игорь Руденя не раз подчеркивал, что развивать таланты и способности детей необходимо вне зависимости от того, где живут ребята: в городах или в селах.

Где кадры растут: как «Точки роста» открывают ребятам двери в науку
Фото: “Точка Роста” в городе Торопец

В отдаленных районах у учеников, которые раньше ходили в научные кружки или продленные группы, появилась возможность познакомиться с дронами или освоить 3D принтер. Теперь ребята из сел и малых городов сами готовы делиться опытом, завоевывать призы на региональных первенствах и различных форумах и даже проектировать космические корабли.

Впрочем, задачи у ребят могут быть более «приземленные». Участники «Точки роста» учатся вместе искать решение определенной “проблемы”. Ее могут поставить сами ребята, предложив важные для школы проекты. Обратиться за помощью может и администрация района (например, попросить смоделировать экотропу для жителей села), и представители бизнеса. Сами местные жители тоже могут предложить задачку, рассказав, как нужна в селе площадка для катания на скейтах.

«У нас ученики «прокачивают» свои хард и софт компетенции. Это пригождается в дальнейшем – при поступлении в колледжи и вузы», – отметила региональный представитель, руководитель «Точки роста» Елена Госпирович.

Под чутким руководством

Увлекательные и необычные проекты, как магнит, притягивают учеников. Вдохновленные Илоном Маском, они с удовольствием создают свои проекты «с нуля». Ребята работают под руководством наставника. Он направляет и подсказывает, как сделать лучше, где найти ресурсы. Задачи поскорее завершить работу нет. Речь идет о высоком качестве. Поэтому перед началом работы ученики продумывают четкий план действий.

Однако и это еще не все. После завершения каждого этапа ребята и их наставник обязательно обсуждают все удачи и поражения, рассуждают, на что необходимо обратить внимание, а что уже совершенно готово и нуждается лишь в небольших корректировках.

«На базе Центра можно воплотить свои творческие идеи в жизнь, разработать реальные проекты, которые тут же можно воплотить. «Точка роста» является сводным пунктом, где ученики и учителя могут продвигать идеи на областном и российском уровнях», – поделилась Елена Госпирович. Кроме того, у ребят есть возможность участвовать в олимпиадах, где главным призом станет если не поступление в университет, то высшая оценка на ЕГЭ по профильному предмету.

Роботы и школьная программа

«Точки роста» – не только площадки для научных изысканий. Здесь ребята занимаются и по школьной программе: посещают уроки технологии, ОБЖ и информатики.

Чтобы понять, какие возможности открывают новые центры, достаточно самим вспомнить занятия в школе. Шитье фартуков и сорочек, выпиливание кружек… Спору нет, это тоже важно. А хотелось бы моделировать, работать в виртуальной реальности, управлять квадрокоптерами или проектировать роботов? Или отрабатывать навыки первой медицинской помощи на реалистичных манекенах? Согласитесь, крайне полезно? Это тот случай, когда теория никогда не заменит практику. Посмотрев картинки в учебнике, в стрессовой ситуации человек едва ли сможет сориентироваться, как запустить сердце, зафиксировать вывих или перелом. Другое дело, когда навык уже отточен.

А в этом году в «Точках» планируют создать все условия, чтобы увлекательно преподавать химию и физику. Шахматы – логическая игра с элементами искусства, спорта и науки – тоже важный элемент программы.

Где кадры растут: как «Точки роста» открывают ребятам двери в науку
Фото: “Точка Роста” с. Мошенское

«Точки роста» появляются по всей стране: к 2024 году в России планируют создать 16 тысяч таких центров, а в Тверской области – 270. Их задача – дать ребятам не только теоретическую базу, но и научить эти знания применять, показать, как правильно работать в команде.

«Ребята объединяются в группы и продумывают все тонкости будущего проекта, причем у каждого есть свои обязанности. Кто-то отвечает за идею, кто-то занимается моделированием, кто-то распечатывает элементы на 3D-принтере, кто-то соединяет все детали воедино, и таким образом получается целый проект», – рассказывает о процессе работы Алексей Беляков, учитель информатики в селе Мошенское Новгородской области.

Новый уровень образования

Частыми гостями в сельских школах Тверской области становятся мобильные «Кванториумы» – передвижные лаборатории уникального технопарка. Он включает в себя площадки дополнительного образования детей и молодежи в сфере инженерных наук. По факту, «Точки роста» — это мини-кванториумы, созданные на базах образовательных учреждений, и педагоги, работающие там, повышают квалификацию на курсах в детских технопарках.

«Центры «Точка роста», мне кажется, могут задать новый уровень преподавания, ведь занятия там проходят на другом уровне. Это не «учебная доска – учитель – ученик». Здесь нет обычного учебного класса. Приходя на занятия в «Точку роста», ребята попадают в увлекательный мир новых технологий. Конструирование, проектирование, моделирование погружают ребят в другую атмосферу урока. Ребята учатся работать в команде, решать общие вопросы, вместе искать решения. Именно в такой обстановке и происходит проявление их творческих способностей», – поделилась педагог Юлия Жаворонкова, преподающая в торопецком центре. По ее мнению, такой формат открывает возможности для любых учеников. Они могут проявить себя в новой среде обучения с помощью новой информации, современных технологий. И переход на новый уровень образования очень интересен и ребятам, и преподавателям.

Эту точку зрения разделяют и сами ученики.

«”Точки роста” дают возможность каждому ученику сельской школы заниматься тем, что интересно. Например, роботостроением. В нем программирование происходит при помощи пиктограмм. Звучит сложно, но для нас уже понятно», – поделился ученик Никита Заверткин. Он признался, что именно эти занятия подтолкнули его к изучению языка Python. Мальчик занимается как сам, так и под руководством наставников из «Точки роста», к которым всегда можно обратиться за советом и помощью. «Я считаю, это язык будущего. Уже есть первые успехи: моя программа, написанная на этом языке, получила первое место на региональном конкурсе. А я учусь в 7 классе. Так что «Точка роста» — это мой старт в будущую профессию и возможность показать себя», – отметил Никита.

Специалисты по дополненной реальности

Мобильные «Кванториумы» бывали и в Ново-Ямской школе города Старицы, посещали Хорошевскую и Есинскую школы Ржевского района. Там ребята могли протестировать приложения виртуальной реальности – AR, испытать себя в роли инженера-проектировщика роботов и оператора дронов.

Участники детского лагеря в Ржевском районе стали настоящими учеными-проектировщиками
Фото: Кванториум Тверская область

Среди представленных проектов были макет здания школы и прилегающей территории, который ученики дополнили макетом новой и безопасной детской площадки; приложение с видеоматериалами, снятыми у школы на коптеры во время учебного года. Создать видеоряд – дело нехитрое. А вот дополнить картинку необходимыми дорожными знаками регулировки движения у школы – задача посложнее. С ней ребята из Ржевского района справились «на ура».

Мобильный «Кванториум» приезжал и в поселок городского типа Кесова Гора, где «Точка Роста» действует с сентября 2020 года. Ученики направления аэро- и геоквантума запрограммировали квадрокоптер DJI Tello так, что он смог облететь кабинет по определенной траектории и сделать снимки необходимых точек, заложенных в базе данных. Есть в школе и разработчики нового типа роботов, а также те, кто занимается освоением программ по работе с высококачественной камерой Insta360. В этом центре ребята также работают непосредственно над благоустройством школы и моделированием пришкольной территории.

Успехи ребят еще раз подтверждают, что таланты разбросаны по всей стране. Стоит лишь помочь им и дать возможность проявиться, как именами будущих тверских Ньютонов запестрят заголовки газет.

Текст: Ярослава БЕЛЯКОВА

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделись новостью с друзьями
Поделись новостью с друзьями:

Похожие записи

Ничего не найдено

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: