
Последние полтора года я работаю волонтером в некоммерческом культурно—образовательном проекте. Его придумали и организовали мы сами с Ильей Андреевым в ноябре 2017-го. Эта работа занимает больше 40 часов в день и не приносит денег. Она потрясающая. Интересная, разнообразная и важная. А еще она постоянно дает повод моим новым знакомым спросить: «Зачем ты этим занимаешься?».
«Рельсы» существуют уже полтора года, а в этом году мы планируем открыть собственный культурный центр, в котором будет в том числе и выставочное пространство.
За полтора года мы провели более 150 лекций, четыре кинофестиваля (среди которых два международных – «Shnit» и «Висла»), открыли дискуссионные клубы путешествий и английского, этим летом провели выставку польского фотографа Лукаша Бонка и фестиваль экологии. Но главным результатом я считаю отклик людей на проект. Накануне нового года ко мне подошла одна из постоянных слушательниц, сказав, что первое, о чем она думает, вспоминая прошедший год – это «Рельсы». А директор компании, в которой она работает, за несколько месяцев до этого пришёл познакомиться: ему было интересно, после каких мероприятий его сотрудники так воодушевлены. Он стал нашим меценатом.
Моя жизнь никогда не была тесно связана с искусством или культурой. Больше всего я соприкасалась с ними во время учебы на журфаке МГУ. Жизнь в Москве позволяла каждый выходные проводить на интересных мероприятиях: будь то выставка «Гаража», Лето на Стрелке или новая экспозиция в Третьяковке. После возвращения в Тверь культурный голод ощущался невероятно сильно, мне сложно было понять, почему в городе до сих пор нет современных культурных институций, которые могли бы доступно рассказывать о сложном и знакомить с искусством.
Мы много ездим по России, чтобы понять, как лучше выстроить работу культурного центра и вывести проект на самоокупаемость. Помню, когда около года назад мы ездили в музей «Гараж», чтобы обсудить варианты сотрудничества, нас встретили со словами: «Вы такие молодцы, что развиваете «Рельсы»! Для регионов собственные культурные институции – это необходимость!». И это говорили нам сотрудники лучшего музея современного искусства в России. Им не нужно было доказывать, что ты делаешь хорошее дело, создаешь площадку для развития интересов и знаний. Наши ценности – культура, развитие, образование – совпадали на все 100.
И когда я в очередной раз слышу «зачем ты этим занимаешься?», я очень хочу ответить: «Чтобы никогда не слышать этот вопрос». Когда его не будет – тогда будет ясно, что Твери не просто необходимы культура, развитие и образование, а что они уже есть.