На дворе пятница, а это значит, что пришло время новых знаний по фотографии!
В двух прошлых выпусках мы тщательно познакомились с правилом третей (или золотым сечением), узнали, откуда оно пришло, почему необходимо придерживаться его.
Это правило является основой. Скажу так, если золотое сечение – это нить, то все последующие правила будут нанизываться на него, как бусины. Вы можете не придерживаться других правил композиции, но снимать по третям рекомендуется. Одно правило будет совмещаться с другими, иногда противоречить. Но вас не должно останавливать такое многообразие! Помните, что фотография – это творчество, ваш взгляд на мир.
Сегодня я познакомлю вас с композиционным приемом под названием «линии». Есть тут среди вас любители геометрии, четких линий и деталей? Тогда это правило придется вам по вкусу.
Линии являются одним из самых важных приемов в фотографии, а также одним из самых простых. Условно линии можно разделить на два вида: направляющие, которые проводят взгляд смотрящего к главному объекту фотографии, а также барьерные или обрамляющие, разделяющие фото.
Типы линий:
Природные: реки и волны, песчаные дюны, скалы и линии на земле, дороги и тропинки, линия горизонта, жесткие тени от солнца и прочее.
Живые: фигуры людей и животных.
Искусственные: колонны и углы зданий в архитектуре, заборы, здания и т.д.
Есть линии, о которых вы сразу и не подумаете, но их тоже можно использовать в качестве композиционного приема: радуга, стволы деревьев, водопады и прочее.
Направляющие линии
Самые распространенные направляющие линии, которые мы видим каждый день, — дороги, заборы, деревья, здания и т.д. Они растягиваются в пространстве, обеспечивая композиционную связь переднего плана с задним.
Будь то склад с коробками, дорога в лесу, по которой едет машина, или вокзал, где от нашего взора удаляется фигура незнакомца, ведущая к зданию дорога. Все это яркие примеры направляющих линий. Они используются, чтобы приковать наш взгляд, помочь передвигаться по фотографии в поисках сюжета.
Самые четкие и прямые линии мы можем заметить на фотографиях зданий, как с внешней стороны, так и с внутренней. На фото ниже вы видите архитектуру направляющий линий на кирпичном заводе.
Особый антураж таким фотографиям помимо линий придает, конечно, игра с освещением.
Давайте посмотрим, как выглядят «живые линии».
На фото ниже архитектура ангара создает нам направляющую линию из загонов, геометрию дублируют живые фигуры коров – своеобразная живая линия.
Также зрители, сидящие в зале, образуют своеобразную живую линию. Мы видим геометрию, замечая, удаляющуюся перспективу, идущую от переднего плана к заднему. Мы обратили внимание на линию только потому, что часть зрителей аплодирует, испытывая эмоцию. Так снимок «говорит» с нами, пытаясь заставить размышлять или тоже испытывать чувства.
Разбираемся дальше. А всегда ли линии прямые? Конечно, нет. В этом мы убедились на примере природных троп и дорог. А что мы видим на фото ниже? Юные спортсмены движутся по гиперболе, образуя еще одну живую линию. Да, она не идеальна, но сразу заметна.
Предметная фотосъемка. Разложенные по прямой линии украшения, развешенные фотографии на нитке, расставленные на стеллажах книги или движущиеся по конвейеру объекты — все это искусственно созданные человеком линии.
Барьерные линии
Визуально созданные барьеры с помощью линий помогают нам понять сюжет, а фотографу передать свою мысль, где каждая часть фото полностью самодостаточна и независима. Или наоборот, части фото взаимно дополняют друг друга. Мы точно знаем, что прием барьерной линии всегда используется фотографом намеренно с целью передать смысл снимка.
Линия стола делит фотографию практически пополам. Такая преграда дает возможность показать сразу два сюжета: сидящего человека со своими мыслями и предметы, разложенные на столе. Конечно, сюжеты могут быть гораздо сложнее, тут уже все зависит от мастерства фотографа, его видения и случая, который подарит необходимые обстоятельства.
На этой фотографии барьерной линией является оградительная лента. Это снимок со спектакля «Преступление и наказание».
Раскольников в этой сцене перешел черту: он убил. И теперь его мысли всегда крутятся вокруг места преступления.
Тварь ли я дрожащая или право имею?
Лента же в данном случае изображает собой грань закона, которую нельзя нарушать. В данном случае – это мощный метафорический прием режиссера-постановщика. А теперь и мой, раз я сделала этот снимок.
Обрамляющие линии
Такие парные элементы, как деревья, облака, дороги и многие другие, можно использовать в виде «естественных» рамок, обрамляющих вашу сцену. Установление барьера может стать мощным способом сдерживания внимания зрителя или закрытия вашей композиции.
На фотографиях ниже я использую забор в виде композиционного приема, ограничивая рамки композиции. Мне повезло еще с точки зрения эстетики, острия пик на заборе повторяют форму шпиля церкви, стремящейся вверх.
Кто-то увидит в этих обрамляющих линиях другой композиционный прием – рамку (фрейминг). Да, принцип схожий. Но о фреймах мы поговорим уже в другом выпуске.
Не устали? Столько информации разом. Но согласитесь было интересно узнать, что, как бы мы не хотели, в нашей жизни на каждом углу присутствует геометрия.
Обязательно попробуйте снимать по правилам, но не забывайте и творить. Иногда случайно можно снять красивое фото и без всяких правил!
Увидимся на том же месте, в тот же час уже в следующую пятницу.
До скорых встреч!
Читайте в рубрике «Фотолайфхак»:
Основное правило творческой фотографии
Как «правило третей» спасет ваш снимок