Этот год проходит под знаком Александра Сергеевича Пушкина, ведь весной мы отметили 225-летие со дня рождения поэта. Казалось бы, дата уже прошла, но регион все еще отмечает этот юбилей. В Тверском ТЮЗе появился спектакль, который прочно укрепится в репертуаре театра. Уже прошло несколько премьерных показов смешной, по-детски наивной «Барышни-крестьянки». И мы, конечно же, одними из первых отправились в театр.
«Барышня-крестьянка» — это повесть Александра Сергеевича Пушкина из цикла «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина». История легкая и незатейливая, написана всего за пару дней. Напомним вам сюжет: два помещика-соседа не сошлись характерами и совершенно не ладят между собой. Дочь одного из них, заинтригованная слухами о меланхоличном красавце из города — сыне другого помещика, мечтает с ним познакомиться. Но как это провернуть, ведь их отцы в страшной ссоре? Девушка переодевается крестьянкой и отправляется в лес, где и встречает барина на охоте. Так и завязываются их отношения. Но держать все в секрете становится сложно, ведь помещики внезапно начинают общаться и наносить друг другу визиты.
История легкая, игривая и светлая. Поставил ее в Тверском ТЮЗе Евгений Зимин. Это не первый опыт работы с режиссером — в театре, например, идут его спектакли «Завтра была война» (12+) и «Сказка о царе Салтане» (6+).
В первую очередь нас удивила простота постановки. ТЮЗ отказался от огромных декораций и костюмов. Актеров одели в серую базу и дали по паре отличительных деталей, которые как бы намекают на образ. К примеру, нашей барышне, чтобы превратиться в крестьянку, нужно было лишь снять кокетку, надеть сарафан и платок прямо поверх базы. Детали все выполнены из легкой ткани, что не перегружает спектакль, делает его еще более воздушным.
Герои тоже, на наш взгляд, довольно схематичны. Первые минут 30 зрители просто пытались, что называется, въехать в происходящее. Персонажи поначалу казались карикатурными, даже мультяшными. Создалось ощущение, что классику одели в какую-то новую обложку — видели на прилавках магазинов новые издания классических произведений с обложками с современной почти диснеевской рисовкой? Вот так поначалу воспринимался и спектакль. Понадобилось время, чтобы понять, а что вообще происходит.
Но ближе к концу первого акта зритель расслабился и действительно начал «ловить» шутки. Возможно дело в том, что на первый план вышли главные герои, которые, наконец, выправили повествование, и все пошло как по маслу. Тут судить не беремся, но не сразу зал ответил на заигрывания актеров, на шутки и фишки, расставленные в спектакле. Отдельное спасибо режиссеру за интересное решение в отношении сносок в тексте, этот колокольчик точно запомнился.
В итоге ТЮЗ представил необычное прочтение классики. Кому-то такой обновленный Пушкин зайдет, а кто-то вздохнет с раздражением. Пока же первых, по нашим наблюдениям, больше. В конце концов, классику заворачивают в новую обложку для молодежи, для подростков, которые обычно с ужасом смотрят на солидные и очень серьезные однотонные тома. Вот и эта постановка рассчитана как раз на то, чтобы показать детям, что классика — это вообще не страшно, а весело и интересно. Так что школьникам такой Пушкин, как нам кажется, точно понравится и запомнится надолго.
12+