«Читатель Толстов» в новом обзоре приглашает вас посетить Петербург Серебряного века, узнать, что думала о трагедии «Титаника» любимая писательница царя Николая Второго, посмотреть, как играли в футбол в годы войны, а также присмотреться внимательнее к своей собаке!
Книга недели
- Светлана Волкова «Великая любовь Оленьки Дьяковой». Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 16+.
Удивительная книга, это сборник рассказов, действие которых происходит в Петербурге в начале прошлого века – то есть еще до революции, хотя революционные события там тоже присутствуют, влияют на судьбы героев. Светлана Волкова деликатно берет читателя за руку и ведет в Петербург Серебряного века – то в анатомический театр, то в художественную студию, а то и на кладбище. Ее рассказы можно сравнить с удивительными путешествиями – прогулками по прошедшей эпохе, люди которой, как оказывается, ничем не отличаются от нас нынешних. И нельзя не отметить удивительного обаяния прозы Волковой: это изящные стилизации под русскую прозу времен Первой мировой, где объекты только угадываются (Бунин, Куприн, Белый, Чехов, Андреев), но никогда нельзя быть уверенным, это тоже часть игры. Великие тени словно создают фон, на котором разыгрываются печальные и трогательные сюжеты рассказов из сборника «Великая любовь Оленьки Дьяковой». Светлана Волкова – прозаик, переводчик, сценарист, автор книги «Джентльмены и снеговики» (Детлит, 0+), ставшей лауреатом премии Сергея Михалкова. Печаталась в журналах «Дружба народов», «Аврора», «Нева», «Юность», «Октябрь», «Этажи», «Время культуры. Петербург», «Крым», «Балтика», «Берега», «Другие люди», альманахе «Полдень. XXI век».
- Артуро Перес-Реверте «Последнее дело Холмса». Изд-во «Азбука», перевод с испанского Александр Богдановский, 18+.
Очень хорошую миссию взяло на себя издательство «Азбука» — издание всей «линейки» романов Артура Переса-Реверте, очень хорошего исторического писателя (и, кстати, в прошлом военного журналиста). «Последнее дело Холмса» — классический детектив. На маленьком острове в небольшой гостинице собирается 13 человек. Среди них – Хопалонг Базил, знаменитый актер, сыгравший Шерлока Холмса в 15 фильмах, но это было давно, а ныне Базил – просто отставной актер. Но когда в пляжном павильоне находят тело постоялицы, молодой женщины, ему приходится взять на себя расследование. Просто потому, что все считают, что раз он играл Шерлока Холмса, то чему-то научился у великого сыщика. Тут же обнаруживается и «доктор Ватсон» — писатель, автор дешевых криминальных романов Пако Фокса. Вдвоем они начинают распутывать это дело, причем одним убийством дело не ограничится, сразу предупреждаю, к прибытию на остров полиции число постояльцев в отеле сильно поредеет.
- Надежда Тэффи «Забытая Тэффи». Изд-во «Альпина Проза», 16+.
Отличная книга для любителей творчества Тэффи – а ее остроумные комические рассказы любят многие. Даже, говорят, император Николай Второй был большим поклонником Тэффи. В эту книгу вошли «забытые» тексты Тэффи. Она же не только рассказы писала, но и сотрудничала с многими российскими изданиями в качестве репортера и колумниста, писала колонки на разные актуальные темы. Получается такой панорамный обзор российской повседневности накануне революции, обычная жизнь, увиденная глазами умной, ехидной, талантливой женщины. Это даже не совсем фельетоны – когда Тэффи приходилось писать о событиях трагических, она переставала шутить. Вот, например, что она писала о катастрофическом крушении лайнера «Титаник»: «Почему-то принято думать, что в минуты смертельной опасности человек непременно должен утратить все свои природные и благоприобретенные достоинства и вести себя свиньей. Люди в минуты опасности, если только не упадут в обморок и не впадут в истерику, всегда бывают очень интересны. Тут высшее напряжение и ума, и воли; все соединяется и вспыхивает всей силой, чтобы спасти и сохранить жизнь свою или своих близких».
- Коди Кэссиди «Выживание (не) гарантировано. Путешествие во времени с историком». Изд-во «Азбука», перевод И.Волкова, 16+.
Вот представьте, что у вас появилась машина времени. И можно отправиться куда угодно, в любую эпоху. И историк Коди Кэссиди написал своего рода «путеводитель для путешественников по времени», описал разные лайфхаки, опасности и проблемы, которые могут их ожидать. Скажем, оказавшись в юрском периоде, надо уметь убегать от тиранозавра. Они бегали, конечно, хорошо, но при этом не умели быстро реагировать, если жертва начинала метаться из стороны в сторону. Или, представим, вы оказались в Древнем Египте, и вас отправили строить пирамиду. Тут главное – помнить законы физики, чтобы не скатиться с нее и не получить смертельные увечья: «Грань пирамиды расположена не вертикально, а под углом 52 градуса — разница невелика. Если вы упадете, то, прежде чем удариться о землю, вы ударитесь о ее грани. Неудивительно, что скелеты на кладбище рабочих в Гизе имеют следы значительных переломов рук, ног и кистей». Остроумно придуманная и с большим энтузиазмом написанная книга.
- Брайан Фейган, Надя Дуррани «Что мы делаем в постели. Горизонтальная история человечества». Изд-во «Альпина нон-фикшн», перевод Екатерина Иванушкина, 18+.
Треть своей жизни, если верить статистике, мы проводим в постели. И почему-то никому в голову не приходила идея написать «историю постели», историю места, где мы спим, болеем, читаем, отдыхаем, занимаемся сексом, а некоторые правители именно в постели, например, принимали дипломатов и проводили заседания правительства. Историк и археолог Брайан Фейган и журналист Надя Дуррани собрали огромный материал о том, как видоизменялась постель человека на протяжении веков. Оказывается, человеческая эволюция вышла на новый виток после того, как первобытные люди перестали спать на голой земле и стали готовить лежанки, то есть что-то стелить, обустраивать место для сна – эти лежанки нашли в древних пещерах. Или взять Христофора Колумба. Мало кому известно, что помимо Америки он открыл и привез в Европу новый вид постели – висячие гамаки, в которых ночевали индейцы (сам Колумб считал, что индейцы спять в рыболовных сетях). Гамаки получили огромное распространение во флоте, потому что раскачивались вместе со спящими при движении судна, из такой кровати почти невозможно было выпасть даже во время сильной качки. Их можно было натянуть как сети вдоль палубы военного корабля, чтобы обеспечить дополнительную защиту в бою. И еще множество интересных фактов о кроватях, постелях, ночлегах, включая историю самой большой в мире кровати (на которой могли разместиться 32 мясника со своими женами) и много чего еще. Занимательное чтение.
- Ричард Лаймон «Дом зверя», «Подвал». Изд-во «Феникс», перевод А.Мироновой, 18+.
В новой книжной серии «Архивы Лаймона» ростовское издательство «Феникс» начинает знакомство российских читателей с творческим наследием американского писателя Ричарда Лаймона (1947-2001), одного из главных авторов в жанре «слэшера». «Слэшер» — это такой субжанр «хоррора», «ужастиков», только более кровавый, динамичный, экстремальный. Ричард Лаймон обладал поистине невероятной способностью (восхищавшей даже Стивена Кинга, «короля ужасов») нагнетать леденящую кровь атмосферу. Сейчас вышли в свет два его романа: в «Подвале» семья, отправившаяся отдохнуть в Калифорнию, оказывается в крошечном городке Малькаса-Пойнт, единственной достопримечательностью которого является Дом Зверя – мрачный особняк, в стенах которого когда-то произошла ужасная бойня. Спустя много лет Дом Зверя из места трагедии превратился в развлекательный аттракцион, но его посетители, желающие пощекотать себе нервы, не подозревают, что в подвале таятся и ждут своего часа ужасные беспощадные монстры… «Дом Зверя» — продолжение, второй роман из цикла, события происходят спустя год после трагедии, описанной в «Подвале». На этот раз писатель Герман Харди в поисках вдохновения решает посетить Малькаса-Пойнт и провести ночь в Доме Зверя со своей спутницей, но их ждут боль, смерть, ужас, и встречи с кошмарными монстрами. Любителям остросюжетного чтива романы Лайонса непременно «зайдут».
- Антонио Дамасио «Странный порядок вещей». Изд-во Corpus, перевод М.Елиферовой, 16+.
Безупречная научно-популярная книга, написанная одним из ведущих нейробиологов нашей современности и популяризатором науки профессором Антонио Дамасио. Он задается вопросом, почему одной из ступеней биологической эволюции человека стало такое явление как культура – и начинает разбираться, прямо с самых азов, с бактерий, с одноклеточных организмов. Не может быть, чтобы культура умение создавать произведения живописи, писать нарративные тексты и придумывать смыслы, возникло на пустом месте, говорит Дамасио. Прежде человеку, вернее, нашим далеким предкам, предстояло пройти долгий путь. Формирование культуры – это, как считает автор, «эволюция внутри»: сначала человеку потребовалось создать эмоциональную сферу, а после на протяжении тысячелетий структурировать и совершенствовать ее. И если рассматривать природу наших чувств через призму биологической эволюции, теорию гомеостаза, можно прийти к удивительным выводам.
- Джеймс Грин-младший «Misfits. Полная история». Изд-во «АСТ», перевод Е.Курицын, 18+.
Очень необычно, что в России вышел перевод книги об американской панк-группе Misfits – скажем так, далеко не самой известной у нас. Но при этом невероятно влиятельной в западном роке и в панк-движении в частности. Юный Гленн Анцалоне, вчерашний школьник из Нью-Джерси, «столицы американского захолустья», стал сочинять песни, вдохновленные его любимыми комиксами, фильмами ужасов и прочим культурным багажом американского подростка. Потом он создал свою группу, назвал ее Misfits («Изгои»), а себе придумал красивую сценическую фамилию Данциг. И потом оказалось, что именно Misfits, записавшие не так много материала, превратились в наиболее авторитетную группу мирового панк-движения. Трудно найти панк-команду 90-х, которая не испытала бы на себе ее влияния. Самое интересное в книге – история судебного процесса, когда уже после распада группы ее участники потребовали от Гленна Данцига поделиться авторскими отчислениями. Процесс был долгим (и описан он чрезвычайно увлекательно), в итоге Данциг сохранил свои отчисления, но утратил право выступать в Misftits в случае их воссоединения. Сегодня группа продолжает выступать и записываться, но уже с другим вокалистом. Замечательная история.
- Футбол. Война. Холокост (сборник статей). Изд-во «Новое литературное обозрение», 18+.
Сборник статей, посвященных необычной теме – футболу в годы второй мировой войны. На самом деле тема не столько необычная, сколько малоисследованная. Известная история о «матче смерти», когда футболисты киевского «Динамо», оставшиеся в оккупации, разгромили на футбольном поле немецкую сборную и были расстреляны. Однако таких «матчей смерти», оказывается, было несколько. А вот о том, как футбольные матчи проводились в освобожденном Сталинграде, даже в блокадном Ленинграде, как знаменитых футболистов братьев Старостиных обвинили в измене Родине, а футбол из спортивной игры в какой-то момент превратился в систему сопротивления нацизму – об этом прежде вообще не приходилось читать. Интересные исследования, посвященные расизму и антисемитизму в футбольных клубах – до войны и во время нее. Или о том, как ведущих футболистов в годы войны отзывали с фронта, чтобы сохранить отечественное футбольное достояние. Даже тем, кто не является футбольным болельщиком, прочесть эту книгу будет интересно.
- Лиза Марклунд «Трясина». Изд-во «Городец», перевела с шведского Юлия Колесова
В замечательной книжной серии «Нордбук», где издается актуальная скандинавская проза, вышел второй роман шведской писательницы Лизы Марклунд «Трясина». Первый роман, «Полярный круг» (18+), выходил два года назад, «Читатель Толстов» писал о нем. Марклунд постоянно придумывает какие-то очень нестандартные для детективного жанра сюжеты. В «Полярном круге» после заседания книжного клуба исчезает женщина, спустя много лет обнаруживают ее останки, и ее подруги по клубу решают самостоятельно установить истину. В «Трясине» шеф полиции маленького города Стэнтреска (там же происходят и события «Полярного круга») по имени Викинг Стормберг сначала узнает, что у него рак, и ему предстоит отправиться на длительный больничный, а потом получает письмо, которое, скорее всего, написано его женой Хеленой. Но Хелена, в том-то и дело, 30 лет назад исчезла, утонула в местном болоте, и Викинг начинает снова ворошить старые дела, чтобы понять, что происходит. И в какой-то момент (небольшой спойлер) детектив в маленьком городке выруливает в жанр шпионского триллера. Марклунд – хорошая писательница, вторая из шведских детективщиков (после покойного Стига Ларсона), чья книга возглавила список бестселлеров в «Ньюйоркере». Очень необычный стиль: все вроде бы происходит незаметно, одно рядовое событие наслаивается на другое, а в итоге к последней трети романа закручивается так, что уже читаешь и не представляешь, чем это все закончится.
- Леонид Млечин «Михаил Суслов». Изд-во «Молодая гвардия», 18+.
Новинка в серии «Жизнь замечательных людей», автор – Леонид Млечин, написавший для «ЖЗЛ» два десятка биографических книг о героях советской эпохи – Брежнев, Хрущев, Александра Коллонтай, Михаил Фрунзе и многих других. Михаил Суслов руководил идеологией в Советском Союзе при Хрущева и Брежневе. Это был второй человек в партии и один из высших руководителей страны, который предпочитал оставаться в тени, однако именно он причастен к многочисленным гонениям на деятелей культуры – от запрета романа «Доктор Живаго» Бориса Пастернака до изгнания из страны Александра Солженицына. Впрочем, сам Суслов считал, что поступает единственно верным образом, поскольку был убежденным, правоверным коммунистом – таких в его окружении было немного, что показали дальнейшие события. Это первая обстоятельная биография Михаила Суслова, «серого кардинала» брежневской эпохи, и автор постарался представить как можно более объемный, объективный образ этого довольно одиозного исторического персонажа.
- Наталия Осояну «Мифы воды. От кракена и «Летучего голландца» до реки Стикс и Атлантиды». Изд-во «МИФ», 16+.
У издательства с названием «МИФ» (расшифровывается как аббревиатура фамилий создателей – Манн, Иванов, Фарбер), разумеется, есть книжная серия, в которой издаются разные мифы. И у русскоязычной писательницы из Кишинева Наталии Осояну в этой серии выходит уже вторая книга – до этого два года назад выходили «Румынские мифы» (16+), книга, кстати, вошла в длинный список премии «Просветитель», которой отмечаются лучшие издания научно-популярной литературы. «Мифы воды» начинаются с изучения истоков философии – ведь именно античные философы полагали воду одной из основ мироздания. И у всех народов, которые селились близ воды, сохранилась обширная мифология, где присутствуют и духи, и загадочные существа, живущие в водных глубинах. Водная мифология подобна океану, где есть место и для первозданных глубин хаоса, и для известных поныне священных источников. В этом океане обитают прекрасные девы-рыбы и загадочные кракены, им правят своенравные боги, и, если долго плыть по нему на запад, можно попасть в рай.
- Иван Затевахин «Мы, собаки и другие животные». Изд-во «Альпина нон-фикшен», 16+.
Иван Затевахин известен прежде всего как ведущий популярного телевизионного шоу «Диалоги о животных», но на самом деле он кандидат биологических наук, и серьезный ученый, изучающий этологию (этология – наука о поведении животных) псовых, то есть прежде всего собак. И в его книге много научных терминов вроде «доместификации» и «коэволюции», но куда больше полезной информации. Затевахин первым делом расправляется с массовыми мифами, которыми окружены отношения людей и собак. Собаки НЕ воспринимают своего хозяина как альфа-самца. Собаки НЕ агрессивны по своей природе, тем более домашние породы уже несколько столетий выводят с пониженным, подавленным агрессивным началом, чтобы им было легче жить в семье. Наконец, собаки, которые живут в семьях, во многом сохраняют инфантильные, детские черты, даже во взрослом возрасте это такие четвероногие подростки. И австралийские ученые совершили в свое время прорыв, когда стали сравнивать поведение собак не с другими собаками, а с детьми полутора-двух лет, и много интересного выяснили.