Живая легенда: Александр Харченко поделился с «Тверьлайф» воспоминаниями о международных парусных регатах

  • 4 февраля 2020, Вторник 13:31
  • 7662
Живая легенда: Александр Харченко поделился с "Тверьлайф" воспоминаниями о международных парусных регатах

На счету одного из самых известных и заслуженных журналистов Тверской области, что там говорить — страны, который 38 лет проработал в Телеграфном Агентстве Советского Союза (ТАСС) — тысячи текстов и около 50 командировок в зоны боевых действий и межнациональных конфликтов. Александр Харченко — полный кавалер медалей ордена «За заслуги перед Отечеством», имеет также множество других наград.

В жизни легендарного журналиста, ветерана ТАСС, члена Союза писателей России, было множество интересных встреч, командировок, людей: в том числе освещение парусной регаты Игр XXII Олимпиады, прошедшей на Таллинском заливе.

Мы публикуем рассказ из книги Александра Харченко, которая получила премию Гумилева и премию Соза журналистов России. 

 

Лето. Паруса. Любовь.

Теперь я живу в Твери, на стыке двух рек – Тверцы и Волги. Рядом яхт-клуб. Это – небольшой причал у моста, мачты, паруса, несколько «крейсеров». На берегу контейнеры и киль-блоки, мастерская, «скумбриевый» кот Анкер и никаких мышей. В общем, родная обстановка. В конце сезона яхтсмены собираются в тени раскидистого дерева за уютным столом,  о чем-то говорят, спорят.  И, конечно, не без… этого вспоминают гонки на Московском море или в Карелии — на Онеге.

Когда  душит ностальгия, я вспоминаю Таллин, который трудно представить без моря, а Таллинский залив – без парусов.  Правда, до ХХХ Большой Балтийской регаты они были для меня только белыми треугольниками на балтийской  воде. Как среднестатистический житель столицы Эстонии, я болел за баскетбольную команду «Калев», не пропускал шоссейно-кольцевые мотогонки на трассе Пирита-Коозе-Клоостриметса, авторалли, соревнования велосипедистов,  турниры в Доме шахмат имени Пауля  Кереса.  Все изменилось с приездом из Москвы заместителя заведующего Спортредакцией  ТАСС Всеволода Кукушкина для освещения международных соревнований яхтсменов в шести олимпийских классах парусников.

 Теперь понимаю: тогда начались лучшие годы моей жизни. А где паруса, там и романтические истории!

   

Живая легенда: Александр Харченко поделился с "Тверьлайф" воспоминаниями о международных парусных регатах
Специальный корреспондент ТАСС Всеволод Кукушкин и Александр Харченко в пресс-центре Большой Балтийской регаты.

                                          

Одна из них началась с поцелуя, точнее — с фотографии, на которой рулевой американского швертбота класса «470» Роберт Тэйлор страстно целует своего шкотового Сьюзен Эванс после победы во второй гонке Большой Балтийской регаты.

Американцы оказались самыми популярными яхтсменами второго соревновательного дня.  Ведь в первой гонке…

— …Дул зюйд-вест порывами до 10 метров в секунду, — сообщил прессе директор регаты. – Двум экипажам, в том числе рулевого Тэйлора из США, понадобилась наша помощь. Они не справились с ветром и, после вынужденного купания, сошли с дистанции.

Сегодня Робби и Сьюзен оставили позади чемпиона мира японца Миюки Кая и экс-чемпиона мира, своего соотечественника Дэвида Ульмана. Их швертбот с разрисованным цветочками корпусом, первым пересек финишный створ на дистанции «Альфа» — самой близкой от берега. На причале Центра парусного спорта в Пирита – пригороде Таллина, заокеанских спортсменов ждали, наверное, все аккредитованные на регате журналисты. 

Вороненые с синеватым отливом волосы лезли на смуглый лоб уроженца южных штатов. Глаза Тэйлора сияли:

— Очень понравилась гонка. Хотя, как и в первый день, все время менялся ветер. В таких условиях состязаться — райское наслаждение!

— Роберт, как ты себя чувствуешь после вчерашней ванны? – ухмыльнувшись в усы, интересуется Кукушкин.

— Балтийская вода остудила мою горячую голову. Поэтому сегодня  рулил осторожнее.

— Сьюзен, что ты любишь больше всего на свете? – кричит Лийса Виртанен – корреспондент «Aamulehti» («Утренней газеты») из Тампере, протискиваясь сквозь «журналистскую» стенку. И, оказавшись перед экипажем, уточняет: — Конечно, кроме спорта?

— Фотографировать, рисовать, сочинять новеллы, слушать пение птиц в саду моего дома и шум моря на берегу.

— Такой же вопрос тебе, Робби, — не унимается Виртанен.

— Играть на гитаре, лазать в горы, кататься на лыжах. Но больше всего люблю со своим шкотовым побеждать в парусных гонках.

И в радостном порыве под возгласы и аплодисменты журналистов Тэйлор  крепко целует Сьюзен. Этот момент и запечатлела камера Виктора Рудько из фотохроники Эстонского телеграфного агентства (ЭТА) – ветки ТАСС.

 

…В баре для аккредитованных журналистов Центра парусного спорта шумно и накурено. На экране монитора светилось тоскливое объявление Оргкомитета: «По метеоусловиям третья гонка откладывается до 15 часов». Поэтому многие пришли сюда скоротать время за чашкой кофе, разобрать каракули в своих блокнотах после утренних блиц-интервью или просто потрепаться.

— Ты это видел? — корреспондент «Советского спорта» достает из портфеля мятую газету: —  Это ж надо так писать: «…На заливе во время первой гонки Балтийской регаты разыгралась сильная волна, поднялся ветер! Удар непогоды пришелся на яхту американского смешанного экипажа и она развалилась пополам…».  Какая-то шустрая девица сочинила. В корпункте на стенку повешу. Пусть все знают, в каких сложных условиях приходится работать. Ладно, пойду к синоптикам. Может порадуют… 

Я остался жевать осточертевшие сосиски и размышлять о жизни, которой нет. Вчера руководитель Пресс-центра Юри Хауг дал понять журналистам, что маленькая Эстония, а не большая Москва —  хозяйка предолимпийской регаты. Демонстративно отдал АП-шниками и другим иностранным корреспондентам официальные протоколы гонки во всех олимпийских классах парусных судов и ушел. Представители отечественных СМИ получили их позже. С передачей результатов в Спортредакцию я опоздал на час с лишним. 

Утром в комнате Пресс-центра, отведенной ТАСС-ЭТА, в котором я тогда работал, раздались короткие очереди телефонного звонка — межгород. Я был готов к «расстрелу».  

— Харченко, нюх потерял? – гремел руководитель Спортредакции ТАСС Петраков. Я представил, как от злости надулись щеки гуттаперчевого лица Анатолия Николаевича. — Регата проходит в нашей стране, в городе, где ты живешь, все и всех знаешь. Почему же, черт подери, мы должны ссылаться в  информации из Таллина на АП? – Зная его натуру, молчу —  оправдываться бесполезно. Накричавшись, он буднично вздыхает: — Вы уж с  Кукушкиным постарайтесь, чтобы такое безобразие больше не повторилось. У вас работает новейшая система АСУ-Парус! Ты же ее хвалил, а что на деле? Да, ваша информация и фотография ЭТА с американским поцелуем отмечена на коллегии. Вот тут все отлично. Где Сева?

Живая легенда: Александр Харченко поделился с "Тверьлайф" воспоминаниями о международных парусных регатах

Кукушкин – гуру парусного спорта. Уже много лет он освещает крупнейшие парусные регаты. На этот раз приехал в Таллин, где Большая Балтийская регата собрала сильнейших яхтсменов мира. Гонки проходили на акватории залива, известного сложными течениями и коварными ветрами. На трех дистанциях — «Альфа», «Браво» и «Чарли», где в следующем году будут разыграны медали Московской Олимпиады. 

— Маргус, пожалуйста, апельсиновый сок и двойной эспрессо. – прошу бармена, который колдует над кипящим и шипящим агрегатом.  Ко мне за столик подсаживается Рудько. Вид у него потерянный, словно Виктор «гудел», как минимум, неделю и забывал похмеляться.  

— Что случилось? – понимающе предлагаю лекарство: — Водки?

Фотошник отмахивается:

— Видел мой снимок с поцелуем?

— Конечно. «Американский яхтсмен Тэйлор поздравил своего шкотового и супругу с победой во второй гонке Большой Балтийской регаты…».

Живая легенда: Александр Харченко поделился с "Тверьлайф" воспоминаниями о международных парусных регатах
С Олимпийским чемпионом в классе «Звездный» Александром Музыченко после награждения.

— Никакая она ему не супруга, — выдавливает из себя Рудько.  Вижу, что Виктор на грани срыва. —  Выступают в одном экипаже и все. Нашему директору позвонили из ЦК (Компартии Эстонии – прим авт.) и указали на это… — переходит он на шепот. – Крелл так орал на меня! Приказал уладить скандал, который я устроил на международных соревнованиях. В ином случае Калью пообещал уволить меня  с «волчьим» билетом. Саша, помоги извиниться перед Робертом и его, ну, не женой. — Фотошник горестно вздыхает и шмыгает носом. —   Мой английский, сам знаешь…

— Какой скандал? – удивленно переспрашиваю Рудько.   – Похоже, в ЦК перестарались. Радоваться надо: снимок из Эстонии попал на  первые полосы ведущих спортивных газет мира. Ладно. Только дай кофе допить…

Ветра нет, гонки, похоже,  не будет…

Мои слова подтверждает директор регаты. Висящий на стене у стойки динамик его голосом сообщает: «По метеорологическим условиям запланированная на сегодня третья гонка отменяется.  Представителям команд просьба собраться…»

И мы идем искать Тэйлора и его подругу.

Продолжение следует..

Живая легенда: Александр Харченко поделился с "Тверьлайф" воспоминаниями о международных парусных регатах Живая легенда: Александр Харченко поделился с "Тверьлайф" воспоминаниями о международных парусных регатах

 

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделись новостью с друзьями
Поделись новостью с друзьями:
Еще больше актуальных новостей о культурной жизни Твери читайте в нашем Телеграм-канале