Спектакль «Журавлиные перья»: Тверской театр кукол покорил зрителей новой постановкой

  • 9 апреля 2020, Четверг 13:35
Спектакль «Журавлиные перья»: Тверской театр кукол покорил зрителей новой постановкой

 

      Спектакль «Журавлиные перья» шел в Тверском театре кукол вечером 14 марта 2020 года и тоже покорил  своей искренностью, профессионализмом, глубиной смыслов, интересными художественными поисками. (Читайте также рецензию Елены Ольховик.)

 Стилистика кукольного театра уже по природе своей условна и предполагает совершенно иные отношения с реальной действительностью, чем принятые и имитационном театре: в нем  не может быть реализован  принцип изображения жизни в картинах самой жизни, что принято называть жизнеподобием, в нем все покоится на стихии игры и господстве фантазии. Такой  театр будоражит  воображение, будит ассоциации, заставляет углубиться в смыслы символов, имеющих общечеловеческое значение, задуматься о вечных проблемах бытия.  Но этот мир вовсе не чужд всего житейского, а, напротив, по словам М.М. Буткевича, «игра предоставляет театру редкостную возможность прикоснуться к самой сердцевине подлинной жизни».  

Спектакль «Журавлиные перья»: Тверской театр кукол покорил зрителей новой постановкой

        Режиссер спектакля – талантливый человек, выпускник того же санкт-петербургского РГИСИ, который заканчивала Наталья Пахомова,  потомственный  кукольник, создатель Малого театра кукол в Санкт-Петербурге,  писатель  Дмитрий  Петров, известный по псевдониму Чакчи Фросноккерс.  Он поставил для Твери спектакль «Журавлиные перья» тоже в феврале, только 2019 года. С тех пор спектакль удостоился множества премий и званий: В 2019 году спектакль вошел в Long List самых заметных спектаклей высшей национальной театральной премии «Золотая Маска». В ноябре 2019 года спектакль стал участником и победителем Международного Большого детского фестиваля, проводимого при поддержке фонда Сергея Безрукова ( Москва). По итогам проведения Фестиваля спектакль был назван «Лучшим спектаклем театра кукол для детей» (Младшая возрастная категория). В декабре 2019 года спектакль «Журавлиные перья» занял 3 место в номинации «Театр» Национальной интернет-премии «На благо мира», которая присуждается произведениям за добро и гуманизм в искусстве. В августе 2020 года спектакль «Журавлиные перья» приглашен к участию в I театральном фестивале «ЭМО» в республике Крым в городе Севастополь. 

       Все эти награды, конечно, неслучайны. Спектакль производит очень сильное впечатление своей  замечательной художественной формой, благодаря которой так ясно и  глубоко обозначается его идея. Произведение «Журавлиные перья» принадлежит к так называемым великим японским сказкам,  т.е. обладающим всеобщей известностью и национальным значением. Как всякое фольклорное произведение она существует во множестве вариантов в Японии, но сюжет о самопожертвовании в знак любви, привязанности и благодарности известен многим народам.  

     Спектакль театра кукол строится на тонкой стилизации черт жизни японского народа, элементов его фольклора и искусства. Особое настроение возникает при первых звуках барабанов тайко, которые будут сопровождать весь спектакль, создавая его особый драматичный ритм, который держит зрителей в постоянном напряжении. Недаром говорят, что ритмические композиции, сыгранные на тайко, обладают таинственной силой воздействия. Душа заполняется этими загадочными звуками, и зритель отдается ожиданию грядущего чуда. Это заслуга   Полины Найденцевой (г. Санкт-Петербург), обработавшей для спектакля   японскую народную музыку.  

Спектакль «Журавлиные перья»: Тверской театр кукол покорил зрителей новой постановкой

         Сцена постоянно трансформируется, то превращаясь в традиционный, привычный для европейцев,  кукольный театр с ширмами, за которыми скрываются кукловоды, давая куклам возможность выступать «самостоятельно», то вдруг сценическое пространство освобождается, позволяя артистам предстать драматическими актерами, способными легко и грациозно двигаться по сцене, петь, говорить и танцевать, а то…  Вот это-то и есть самое необыкновенное – большие каркасные куклы начинают жить по законам японского театра бунраку. Это традиционный японский кукольный театр, который  в сентябре 2009 года был внесен в Список мирового нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Как и наш Петрушка, бунраку возник в XVII веке и сохранил свои традиционные черты. Они состоят в том, что с каждой куклой работает три человека без ширм, они одеты в чёрное и по умолчанию считаются невидимыми.  

        Все актёры тверского театра тоже в черном. Это не только придает загадочности свершающейся на сцене мистерии искусства игры, но  и рождает ассоциации с  таинственными ниндзя, ловкими, бесшумно, как тени,  скользящими воинами. Но, оказывается, супергероями ниндзя стали только в XX веке благодаря  американской массовой киноиндустрии. А на самом деле они уже в XVII-XIX веках перестают быть неуловимыми шпионами и становятся отрицательными героями театра кабуки и по совместительству рабочими по сцене. Тогда и появляется знаменитая курого – «черная одежда», которая позволяла во всех театрах Японии – но, кабуки и бунраку – делать невидимыми людей на сцене. Режиссер Чакчи Фросноккерс и художник Ульяна Елизарова (Санкт-Петербург) сливают воедино традиции разных театров Японии – от кабуки –  грим на лице и танцы с веерами, которые являются атрибутами актеров и частью японского стиля, от бунраку – искусство обращения с куклами. Всё вместе рождает атмосферу далекой,  для многих непостижимой восточной страны.  

         Но вот смыслы, которые доносят до зрителя авторы, обладают общечеловеческой значимостью. Они становятся очевидны прежде всего благодаря безупречной игре актеров  ‒ заслуженного  артиста РФ Михаила Гусева, заставившего доброго отзывчивого И-Чиро, спасшего раненого журавля, поддаться соблазну обогащения и предать себя и милую О-Цуру в исполнении  артиста-кукловода Валентины Егоровой. Её О-Цуру, Журушка, покоряет сердца то заливистым, как звон серебряного колокольчика, смехом, то горестной обидой и непониманием того, почему  люди исполняются пороков жажды наживы и бессердечия, олицетворением которых становятся  Гонта (артист-кукловод Александр Станько) и Кента (артист-кукловод  Евгений Титов). О-Цуру привлекает силой самопожертвования, благодарности и благородства. Она пришла в мир людей с желанием помочь им, сделать их жизнь добрей и счастливей, но люди поддаются разным соблазнам, нередко эгоистически, как дети Эри (артист-кукловод Ирина Сыряева) и Юкки (артист-кукловод Александра Колючая), забывая о признательности и необходимости понимания состояний другого человека.  

       Журавль для японцев – самый благожелательный символ, обозначающий мудрость, обещание процветания и долголетия, семейного счастья. У русских есть фразеологизм «поймать журавля в небе», т.е. получить что-то недостижимое, добиться невозможного. У японцев сложнее и тоньше – не просто поймать, а удержать это чудо, не изменив вечным человеческим ценностям.  

Спектакль «Журавлиные перья»: Тверской театр кукол покорил зрителей новой постановкой

       Всё происходящее на сцене завораживает, и  благодаря игре актёров, свету, декорациям, атрибутам раскрывается содержание сказки. Кулисы оформлены бамбуковыми рощами, сбрасывающими осенью листву,  и становится понятно, как долго живет с людьми Журушка; задник меняет цвет в зависимости от того, что происходит на сцене. Он  сделан в технике пэчворк, т.е. как бы создан из тех отрезов ткани, которая ткала из своего пуха и крови О-Цуру. Особое значение приобретают лунные лучи, окрашивающиеся красным цветом, которые становятся то нитями, то струнами души героини, жертвующей собой ради людей. Черной тучей надвигается издалека стая журавлей, из которой выделяется стремящаяся ввысь О-Цуру, свистят крылья птиц, слышно их курлыканье, призывающее нас быть добрее.  

      Зрительный зал был покорен чистотой образов и мыслей, вечных и прекрасных, и со слезами  долгими аплодисментами выражал свою признательность театру за встречу с чудом сказки, поведавшей о необходимости ценить в себе самое реальное, простое и необходимое ‒ гуманное начало, благодарили за  важный урок, который останется навсегда. 

Нина Корзина 

Фото: Тверской театр кукол

Спектакль «Журавлиные перья»: Тверской театр кукол покорил зрителей новой постановкой

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделись новостью с друзьями
Поделись новостью с друзьями:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: