Премьера в новом жанре: Тверской зритель увидел драму Анны Карениной

  • 1 ноября 2024, Пятница 10:28
  • Автор: Елена Ананьева
  • Фото: Олег Метлин
  • 11563
Премьера в новом жанре: Тверской зритель увидел драму Анны Карениной
Фото: Олег Метлин

В минувшие выходные, 26 и 27 октября, Тверской театр драмы представил спектакль-дайджест «Анна Каренина». Это произведение Льва Николаевича Толстого знакомо каждому зрителю. А крылатая фраза «всё смешалось в доме Облонских» давно стала народной. И если с произведением в общих чертах всё довольно понятно — семейная драма из-за вспыхнувшей страсти, то что же такое спектакль в жанре дайджест, и как рассказать историю, занявшую 700 страниц книжного текста, на сцене за три часа? Вопрос риторический.

Премьера в новом жанре: Тверской зритель увидел драму Анны Карениной

Режиссёр Дмитрий Петрунь представил своё видение классики. Нельзя сказать, что это вышло схематично, как предполагает жанр, но некоторые моменты всё же оказались в тени. На них мы более подробно остановимся чуть позже. А пока прозвучал третий звонок, и гул зрительного зала затих в ожидании пролога. 

Премьера в новом жанре: Тверской зритель увидел драму Анны Карениной

С первых минут спектакля мы погружаемся в атмосферу галантного века с яркими образами, танцевальными мотивами и разговорами о сердечных делах. Здесь всё размеренно и, казалось бы, спокойно, точно выверено и предсказуемо. Вероятно это застаёт главную героиню врасплох. Она ощущает глоток свежего воздуха с появлением молодого, эффектного кавалера Вронского. Однако перемена в её характере после нахлынувших чувств, на мой взгляд, не сильно прослеживается. По роману Анна прожила в браке с мужем восемь лет, выйдя замуж примерно в 16, как и почти все девушки её времени. Алексей старше на 20 лет, что, конечно, не могло не отразиться на их взаимоотношениях. Он холодный, рассудительный и конкретный, она эмоциональна и переменчива. Это отношения, где человек любил, как умел, как позволял темперамент. Его понимание ситуации и милосердие заслуживает уважения. Настоящую решительность и непреклонность Каренин проявил только в отношении сына, которого не оставил с матерью после измены. Не совсем понятно, почему Анна в одном из диалогов с Вронским называет мужа страшной машиной, что ни перед чем не остановится. На деле совсем наоборот: он не единожды просил её сохранить доброе имя и всё сгладить, думая о будущем их общего ребёнка, но Анна вновь проявила непостоянство. Эта черта сквозит почти в каждом поступке. Если рассмотреть детально, то даже совершив страшный христианский грех, она получила шанс быть прощённой, но угрызения совести и сомнения в своём выборе гнетут её до конца жизни. 

Премьера в новом жанре: Тверской зритель увидел драму Анны Карениной

Звонкий рёв поезда в нескольких сценах спектакля, как предвестник фатального исхода. Также его можно сравнить с резким контрастом между семейными парами, на которых ставил акцент Толстой. В противопоставление Карениным мы видим на первый взгляд благополучную семью Левиных. Её глава с большей вероятностью автопортрет Льва Николаевича. Многие истории из жизни писателя стали биографией персонажа. Для Толстого идеал семьи тот, где пара многое прошла, узнав друг друга в разных ситуациях и преодолев кризисы. Левиным это удалось, хотя их отношения можно считать неоднозначными: Кити с появлением детей ушла в бытовые хлопоты, а её муж растворился в духовных исканиях и стал ещё более отрешённым от мира. Здесь хорошо заметно сходство с героями «Войны и мира» Пьером Безуховым и Наташей Ростовой. Счастливы ли обе эти пары — вопрос дискуссионный, ведь, по Толстому, самореализация для женщины наступает только с материнством.

Премьера в новом жанре: Тверской зритель увидел драму Анны Карениной

Финал Анны Карениной — трагическая точка не только одной конкретной семьи, но и целого общества, где нет ничего ценнее человеческой жизни. Мы можем только предположить, как сложилась бы судьба героини, не соверши она роковой поступок. И на последнем аккорде спектакля в голове возник немой вопрос: а так ли сильно Анна любила сына, если добровольно решила оставить его без матери? Тяжёлая философская драма, оставляющая поле для размышления после просмотра.

Премьера в новом жанре: Тверской зритель увидел драму Анны Карениной

Хочется поблагодарить труппу театра и поздравить с новой яркой вехой, интерпретацией классики в необычном жанре дайджеста, который, хоть и предполагает акцент только на основных мотивах, всё же позволил зрителю полноценно прожить эту историю.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделись новостью с друзьями
Поделись новостью с друзьями:
Еще больше актуальных новостей о культурной жизни Твери читайте в нашем Телеграм-канале