Театральный сезон в Тверском драматическом театре закончился еще в конце мая. И завершился он на интригующей ноте – премьерой спектакля «Филумена Мартерано».
Ошеломительный успех
Сперва обратимся к истории. Спектакль поставлен по пьесе Эдуардо де Филиппо, которую итальянский драматург актер и режиссер написал в 1946-м году для своей сестры актрисы. Именно Титина де Филиппо первой исполнила главную роль.
Постановка произвела настоящий фурор. Актеров пригласил на частную аудиенцию сам папа римский Пием XII. С тех пор пьеса живет и процветает. Комедию перевели на несколько языков и не единожды экранизировали. Что же говорить о многочисленных театральных постановках.
Добро пожаловать в Неаполь
Но перенесемся же в наш Тверской драматический театр. Пять минут до спектакля, зал заполнен. Последний звонок и занавес открывается. Добро пожаловать в Неаполь.
Действие спектакля разворачивается в доме Доменико Сориано. И начинается все со… смерти Филумены.
Филумена Мартерано – женщина, которую Доминико вызволил из «дома терпимости» и сделал свой любовницей. Несколько лет они жили под одной крышей. И вот последнее желание умирающей – свадьба. Она просит Доминико с ней обвенчаться.
Дом Сориано не стал бы этого делать по доброй воле, но раз умирающая просит, так тому и быть. Как только врач и священник, сделав все возможное, уходят. И Филумена оживает. Нет, это не мистическая составляющая пьесы. Женщина одурачила богатейшего повесу Италии.
Но зачем же? Спойлер — все дело в детях.
На сцене развернется настоящая трагикомедия. Мы узнаем историю Филумены, на что пришлось пойти бедной девочке, чтобы стать уважаемой женщиной, и чтобы обрести свое счастье. И на что готова любящая мать, чтобы сделать счастливыми и своих детей.
Дом на сцене
Особое внимание хотелось бы уделить декорациям. В драмтеатре возвели на сцене дом в разрезе. Кулисы исчезли совсем. Все персонажи приходят в помещение через входную дверь – одна из первых кулис. Домашние «исчезают» в комнатах на втором этаже. Конструкция действительно впечатляет.
И это не просто прихоть режиссера. Все пространство используется, и используется максимально. Первая ссора Доминико и Филумены – самая широкая, она охватывает все пространство сцены, все этажи. А после отдельные сцены концентрируются как бы в отдельно обустроенной локации – обеденный столик, терраса на втором этаже, спальня. Но при этом не создается ощущение покинутости и пустоты на остальной сцене. Дом всегда живет.
Но даже этого кажется мало — актеры выходят и на авансцену, на самый край.
Яркая картинка
Помимо главных героев – Доминико и Филумены – в спектакле есть несколько второстепенных персонажей. Прислуга, любовница Дома, адвокат, дети Филумены. Персонажи яркие, продуманные, но при этом очень шаблонные.
Коварная любовница, богатый повеса, который не хочет жениться, сильная женщина, которая борется за свои права, красавчик-обольститель, недалекий сантехник, соблазнительная и глуповатая горничная. Все эти типажи давно нам знакомы и используются во многих произведениях. Актеры лишь представили свою вариацию этих героев, но, к сожалению, сделать их хоть немного объемнее и многогранное стоило большого труда.
Пожалуй, с блеском это удалось сделать только Константину Василенко и Дарье Плавинской. Да, вот такой неожиданный актерский дуэт. Актерам роли Доминико и Филумены оказалась как раз в пору. С каждой сценой они раскрывались все полнее и становились действительно многогранными.
История одной женщины
Филумена Мартерано – это история о любви, вере и в какой-то степени даже о смысле жизни. Если просто посмотреть на эту женщину, то ее судьба действительно тяжелая. В 17 лет пришлось пойти в «дом терпимости», чтобы выжить, после — родить нескольких детей и никогда не говорить им, кто их мать, чтобы они избежали позора, тайком растить их на украденные у любовника-богача деньги. И в конце концов, путь и обманом, но попытаться заполучить себе и своим детям уважаемое имя и место в обществе.
И в итоге в драмтеатре получилась не просто комедия. А скорее драма, приправленная смехом. За всеми шутками всегда ярко прорисовывается мораль. Дети есть дети.
Спектакль будет интересен скорее аудитории 40+. Для более молодого поколения история Филумены, которая, прожив долгую жизнь, не сдается и пытается реализоваться как женщина и как мать, будет, пожалуй, совсем не близка.
В итоге сложилось впечатление, что это спектакль для театралов. Для тех, кто приходит в театр за старой доброй классикой в новом оригинальном прочтении.