Уже давно в репертуаре самого детского театра Твери — театра кукол — прописался взрослый спектакль «Фрида Memoria» (16+). Поставленный в 2021 году, он долго был единственным спектаклем только для родителей. Конечно, в 2023-2024 годах нынешний директор театра Виталий Салтыков представил несколько новых проектов для всей семьи: спектакль «Маленькие большие женщины» (12+) и постановку «Ночь во вселенной» (16+), которая все же рассчитана на более взрослую, пусть и молодежную, аудиторию. Но вот в Тверской театр кукол вернулся Чакчи Фросноккерс, чтобы снова удивить тверского зрителя сложной психологичной постановкой. Добро пожаловать в «Дом Бернарды Альбы» (18+).
Пожалуй, держать интригу бесполезно, ведь главную фишку спектакля мы знали задолго до премьеры. В постановке, где все герои женщины, роли исполнили мужчины. Отсылка к театру кабуки или провокация?
В зал нас впустили буквально за несколько минут до начала спектакля. На сцене — пятеро мужчин в черном, покуривая, наблюдают за зрителем. А гости сразу откликнулись на подобный ход — многие достали телефоны и заранее записали для родных и друзей видео — я тут такое посмотрел. Ладно, вернемся к сюжету.
В семье горе — умер глава семейства. Сражен ударом ножа. После похорон во главе семейства встала Бернарда Альба — мать трех дочерей. Вместе с ними живет и бабушка, старушка явно не в себе, поэтому ее держат в основном взаперти. Взаперти в доме, куда и так не ступает нога постороннего человека.
Строгая Бернарда следуя традиции устанавливает в доме восьмилетний траур по усопшему. Ее дочерям запрещается выходить из дома — молодым девушкам можно лишь заниматься рукоделием и шить приданное, которое им по сути никогда и не понадобится. Гордая мать считает, что в деревне ее дочерям никто не ровня.
Так проходит за годом год, девушки растут, стареют… и смотрят в сторону забора, мимо которого проходят мужчины. Так и получилось, что все трое влюбляются в одного мужчину. Запертые в четырех стенах женщины начинают строить козни друг другу, потому что их естество не находит выхода. Буквально с первых секунд спектакля понимаешь, что трагедии не избежать.
Так почему же мужчины? Потому что именно мужчина, играющий женщину, точнее передает всполох ее страсти. Мы не зря вспомнили японский театр кабуки, где женские роли исполняют мужчины, они буквально олицетворяют «чистую женственность» . Считалось, что женщины не могут осознать свою сущность со стороны, поскольку отягощены внутренними переживаниями и своей собственной индивидуальностью. Но в театре кукол не переодетые в женские одежды мужчины, нет. Они остаются мужчинами и не пытаются нас обмануть, приписав себе женский или даже средний пол. Хотя их костюмы как раз напоминают японскую мужскую традиционную одежду, так что отсылка более чем ясна. Актеры скрываются за огромными ростовыми куклами реальных героев, как бы напоминая, что все, что мы видим — это пространство скорее метафизическое.
Режиссер буквально стер внешний слой, стер реальность и мы оказались в мире душ и символов, которые стали главным инструментом повествования. Никаких декораций дома. Только черная сцена и желтый цвет, цвет безумия, в котором появляется Бернарда, ведущая всю семью к погибели. Скованные единым канатом, героини, души которых просмолены и лишены женственности, пытаются найти выход из темницы. Возможно поэтому они и влюбились в одного человека, как в призрак свободной от материнского гнета жизни, в надежду на спасение из одетого в черное дома.
Спектакль сложный, многослойный. Чтобы понять его до конца приходится анализировать и игру света, и пластичные сцены, и символику, но за счет этого он и прекрасен. Благодаря такой сложной форме во время просмотра получаешь не только эстетическое, но и интеллектуальное удовольствие.
Завораживает и игра актеров. Не сразу, но постепенно понимаешь, что основная линия — линия сестер — здесь не единственная. Четко прослеживается еще одна — Бернарды и служанки, которая, судя по всему, имела с хозяином очень тесную связь и тяжело переживала его смерть. Озлобленная женщина мстит своей хозяйке очень тонко и изощренно — то вставит шпильку в разговоре с Бернардой, то в разговоре с ее дочерями. И она сыграла далеко не последнюю роль в разыгравшейся трагедии.
Все три сестры оказались разными по характеру и по своей натуре. Актерам удалось, не уходя в подражание женщине, передать их суть самое нутро. И если вы, как и мы, при просмотре будете удивляться, кто же этот молодой актер, сыгравший младшую сестру Аделу? Студент Тверского колледжа культуры имени Львова. Петр Голованов смог вписаться в актерский состав театра так, как будто он уже давно профессионально играет в театре кукол, потому что игра его пробирает до мурашек.
Эксперимент театра кукол, на наш взгляд, удался. Заядлым театралам и не только — смотреть обязательно.