
Тверские мастера и уроженцы нашего города поделились секретами того, как заработать на любимом деле, не выходя из дома. И ради чего можно бросить денежную работу.
Handmade (в переводе с английского hand — «рука», made- «сделано», прим. ред.) или изделия ручной работы уже не воспринимаются только как частный способ расслабиться, украсить свое жилище или в качестве занятия для пенсионеров, чтобы руки занять, сегодня это источник дополнительного, иногда основного, дохода. «Тверьлайф» решил выяснить, можно ли заработать на любимом хобби в Твери.
НАРОДНЫЕ УМЕЛЬЦЫ
Хэндмейд был всегда. Вспомним те же народные промыслы или коробейников (мелкие торговцы-разносчики, продающие товары из короба, прим. ред.). Особенность современного рукоделия в том, что вещи, сделанные умельцами, зачастую единственны в своём роде или имеют небольшой тираж. В магазине мы берем результат промышленного производства, а не то, что сделанно «под нас», с учетом наших вкусов и пожеланий. Именно поэтому в XXI веке стали пользоваться популярностью «домашние лавочки». Какое хобби продается?
РИСОВАНИЕ
Дарья Ляшко проводила время в детстве за рисованием. С годами пристрастрастие не только не исчезло, а превратилась в серьезный заработок. Сегодня она — художник-анималист, рисует преимущественно для зарубежного сегмента. А начиналось все с простой мысли: «А что будет, если?». Дарья вспоминает:
—Серьезно рисованием я начала заниматься где-то с 2008 года. Первые деньги увлечение принесло в 2014 году. Цены были: 200 рублей за портрет. Со временем эта цифра стала расти, сегодня это 200 долларов или 13 тысяч рублей минимум.
Как любая деятельность, хендмейд имеет свои плюсы и минусы. Пока вас никто не знает, очень трудно зарабатывать на хобби. Первая планка — достигнуть окупаемости расходных материалов и инструментов. Даша клиентов находила с помощью интернета. Тут важно не только презентабельно показать себя, но и свои работы. Почему люди должны купить именно у вас? Переход на иностранный рынок для художницы оказался необходимостью, связанной, с платежеспособностью и, как пояснила она сама, большей отзывчивостью со стороны зарубежных клиентов. Иностранцы не выпрашивают скидки и трепетно ценят изобразительное искусство. Единственными условиями являются — хорошее знание английского языка и постоянное обучение оригинальным техникам, анатомии, всему, что может пригодиться в работе. К слову, Дарья никогда не ходила в художественную школу, все изучала самостоятельно.
СУВЕНИРНАЯ ПРОДУКЦИЯ
Идеи, как ухаживать за любимым малышом и начать делать что-то новое, приносящее доход, посещает многих мам в декрете, но не все решаются попробовать. Основные страхи: удастся ли совместить и с чего начать. Наталья Охлопкова не из робкого десятка, по профессии она инженер-тестировщик, находясь в отпуске по уходу за третьим ребенком, решила заняться изготовлением свечей. Женщина рассказала нам, что пришла к такому хендмейд проекту благодаря случаю:
-Мастер-класс был для моей старшей дочери, но меня так заворожил процесс, что я решила, а почему бы не попробовать самой? К тому же идея заработать, находясь в декрете, зрела во мне давно.
Техника изготовления непростая, требует отработанного навыка. Не растерять запал ей помогли родственники и муж, которые активно поддерживали начинание. Один из самых действенных рекламных способов, после социальных сетей, для популяризации хендмейд вещей — «сарафанное радио». Начните дарить их своим друзьям, коллегам или родственникам, советует Наталья. Личное мнение довольного клиента всегда подкупает.
Многодетная мама в бизнесе всего полгода, 8 марта 2019 у неё был пер крупный заказ: заказали 20 кофейных свечей с поздравительными надписями. Мастерит она, когда дети спят. Стоит отметить, что львиная доля изделий ручной работы привязаны к сезонам и события. Например, свечи лучше всего продаются в зимний период и в праздники, поэтому женщина честно призналась, что хобби особого дохода пока не приносит.
ФОТО КОММЕРЦИЯ
В Instagram (самое популярное приложение для обмена фотографиями, прим. ред.) ежедневно выкладываются миллионы снимков, часть из которых сделано на заказ. Илья Найко, фитнес-тренер по роду деятельность, спортсмен по образу жизни, фотографией увлекался сколько себя помнит. Изначально это было чистое хобби, приносящее внутреннее удовольствие от удачно пойманного кадра, которым можно поделиться. Сейчас все больше становится профессиональной деятельностью.
Конкуренция в данном сегменте огромная. Нужно не только иметь особое, творческое зрение, передавать не просто изображение, а настроение момента, но и уметь делать сложную пост-обработку снимка. Раньше Илья смотрел на фотографию с точки зрения ее ценности для себя, сегодня он уже рассматривает свои снимки с позиции другого человека. Наличие качественного портфолио, отзывов и рекомендаций — лучшее подспорье в этом деле.
-Я беру советы у профессионалов своего дела, активно пользуюсь онлайн курсами. Подводных камней везде хватает, — делится мыслями Илья, — но если это приносит вам удовольствие, то вы все преодолеете. Чтобы хобби стало работой нужно громко заявлять о себе, тогда появится спрос.
ВЯЖЕМ И ШЬЕМ
Кто не любит костюмы по индивидуальным меркам? А эксклюзивные свадебные и выпускные платья? Тут в конкурентную борьбу с ателье и магазинами вступают две домохозяйки: Оксана Терентьева и Елена Ульянич. Истории наших швей похожи, все началось с детства.
Оксана научилась рукоделию у мамы. Уже в школе девочка вязала и шила бальные платья для кукол. Первым заказом была рубаха в народном стиле для выступления в фольклорном ансамбле. Потом хобби было заброшено:
-Думала, что на этом нельзя заработать, — поясняет Оксана, — и пошла в другом направлении.
В итоге, через пару лет, снова пришла к рукоделию. Превратила хобби сначала в вечерний маленький бизнес шитья карнавальных костюмов, бабочек, мини-шляпок, а сегодня в полноценный 8-ми часовой рабочий день. Оксана предупреждает:
-Вряд ли я открою Америку, если скажу, что самое сложное — это организовать свое время. Хендмейд-бизнес — это не только сплошное удовольствие, тут есть обязательная рутина — учет материалов, бухгалтерская отчетность, реклама. Выполняя что-то на заказ, нужно быть готовым, что ваше видение конечного результата может не совпадать с видением клиента и вам придется уступить.
Елена тоже начала рукодельничать с детства, в 7 лет она уже научилась вязать, а в 11 из хлопкового отрезка, который ей выделила мама, сделала первую серьёзную вещь — блузку. В университете весь гардероб ее состоял из вещей собственного пошива. Освоила технику золотой вышивки, вышивки бисером, стразами, объемными 3D- цветами, и другие техники декорирования. И всегда мечтала изготавливать платья для невест.
Когда Елена проанализировала рынок спроса и предложений, она поняла, что нужно серьезно повышать квалификацию, в этой области очень требовательный клиент. Хороший заработок получает тот, кто очень много трудится и учиться. Она училась у самых именитых мастеров-корсетниц Санкт-Петербурга, Израиля, Москвы (онлайн уроки, прим. ред.). Несмотря на весь опыт, бренды в этой области зачастую выигрывают. Елена работает одна, на пошив свадебного платья уходит от 1,5 до 2 месяцев, а если нужно расшивать кружево, того больше.
ИГРУШКИ: ГЛИНА И МЕХ
Амая Мори, студентка, учится на скульптора-преподавателя. Сколько себя помнит всегда мастерила. Но действительно осознанно увлеклась изготовлением игрушек в 2015 году, когда была на третьем курсе университета. Просто в интернете увидела, что существует полимерная глина и из нее можно делать интересные вещи и решила попробовать.
Просто однажды она поняла, что если отнять у неё возможность создавать что-то своими руками, то её жизнь станет гораздо тусклее и скучнее. Это уже не хобби, а потребность. Поэтому постепенно она стала уделять любимому делу все больше времени и сил. В начале своего творческого пути Амая работала около 6 часов в неделю. Сейчас в свободные от учебы дни девушка может работать от 6 до 12 часов в день.
Деньги для Амаи — не главное, она старается просто получать удовольствие от своей деятельности. Клиентов находит через интернет, а также выставляет свои работы на различных интернет-площадках и в соцсетях. Это постоянный поиск инструментов и материалов, самообучение, совершенствование своих навыков. Стоит отметить, что изделия должны быть не только привлекательными, но и достаточно прочными. Нужны качественные фотографии ваших изделий, и если вы работаете с соцсетями, то интересный контент. Общение с заказчиками требует определенных умений и не всегда дается легко. Творческая деятельность ни чуть не проще, чем любая другая профессия, поэтому требует колоссальной самоотдачи.
ИЗ АЙТИШНИКА В СТОЛЯРЫ
Дмитрий Кудряшов 8 лет назад решил заняться производством деревянных изделий, с тем, чтобы в итоге зарабатывать на этом. И это история о настоящей любви к столярному делу. Потому что недостатка в деньгах у него не было. Дмитрий являлся успешным IT-специалистом, и всё-таки месяц назад купил франшизу и ушёл с работы. Сегодня маленький стартап набирает обороты.
Когда-то всё начиналось с отделки и обустройства собственного дома. Около года назад Дмитрий серьезно заинтересовался изготовлением предметов интерьера и мебели из массива. Помогали ему в расширении профессионального кругозора англоязычные и латинские youtube каналы и, конечно,практика. Работать на себя, как признался мастер, это для организованных и ответственных людей. Тут хозяин — ты и можешь отпустить себя в любой момент, но всегда стоит помнить, что в хендмейд деле кормят не только руки, но и ноги. Так как в штате один человек, то и работать приходится за всех. Дмитрий сотрудничает не только с частниками, но и с бизнесами, а к ним нужно буквально стучаться в дверь.
Зачастую бывает так, поделился с нами столяр, что привезенные изделия одного назначения приобретаются для хранения совсем других вещей. Так кашпо может стать косметическим пеналом. Потому что нет ничего лучше, чем дать клиенту готовую вещь в руки, это лучше любых слов демонстрирует уровень мастерства и оригинальность вещи.
Стабильный заработок или свободное творчество? Handmade — бизнес для энтузиастов и активных людей. В нашем городе можно зарабатывать на самых разных увлечениях. Но стоит помнить: лучше начинать с совмещения, и только когда будет наработан опыт и клиентская база, полностью уходить в свое дело.
Автор: Мария Дигелева