История одного предательства: ТЮЗ представил свою версию «Острова сокровищ»

  • 5 июля 2023, Среда 18:30
  • Автор: Дарья Амосова
  • Фото: Кристина Белякова/РИА Верхневолжье
  • 16107
История одного предательства: ТЮЗ представил свою версию "Острова сокровищ"
Фото: Кристина Белякова/РИА Верхневолжье

В начале июля в Тверском ТЮЗе прогремела, теперь уже можно сказать с уверенностью, ошеломительная премьера. Вероника Вигг представила свою версию знаменитого романа о пиратах «Остров сокровищ». Накануне премьеры нам удалось пообщаться с режиссером и узнать некоторые интересные подробности о новой постановке. А 1 июля уже прогремела премьера, и мы увидели все своими глазами.

«Остров сокровищ» — сложный материал. Роман большой и скорее кинематографичный, поэтому требует серьезной переработки для сцены. Для Вероники Вигг оказались важны не столько сами приключения и поиск тех самых сокровищ, сколько судьба маленького героя Джима Хопкинса – 12-летнего мальчика, который буквально за одно плавание проходит путь от юного юнги до взрослого капитана.

Как только мы заходим в зал, сразу же знакомимся с декорациями и оформлением сцены. Мрачное, синее освещение, темные кулисы и несколько потертых пианино на сцене. Они здесь неспроста. Именно пианино в спектакле – главные и, по сути, единственные декорации. Только задумайтесь, всего шесть пианино на сцене образуют таверну, кабак, а добавим канаты – вот вам и корабль. Один поворот инструмента, и сцена полностью меняется – вот такого интересного и необычного, почти магического эффекта удалось достичь постановщикам. Среди этих пианино есть всего одно рабочее – на нем играет одна из актрис в массовой сцене с танцем перед отплытием корабля. Все остальные инструменты представляют из себя только красивый деревянный корпус, который гораздо легче перемещать по сцене, чем обычный инструмент.

Пианино – не просто прихоть режиссера, мол, хочу не как у всех, и все тут. Дело в том, что этот инструмент отсылает нас к жизни автора «Острова сокровищ» Роберта Стивенсона. Роман был впервые опубликован во второй половине 19 века, и тогда позволить себе книги могли люди среднего класса или аристократия. А у них всегда дома находилось пианино, и именно этот музыкальный инструмент был неотъемлемой частью жизни самого писателя. Так что выбор пианино как главного элемента декораций «Острова сокровищ» полностью оправдан.

В зале гаснет свет, мы погружаемся в историю. С самого начала мы знакомимся с юным Джимом Хокинсом (актер Алексей Измайлов), который пришел в кабак, чтобы набрать команду на борт корабля и отправиться за сокровищами. Юный герой рассказывает новообретенным знакомым, которые не внушают доверия никому, кроме сквайра Трелони, историю моряка Билли Бонса и карты сокровищ. Вместе со сквайром, Джимом и капитаном в плавание отправляется и доктор Ливси, только не Дэвид, а Люсинда (Инна Волкова). Да, персонаж в постановке стал женским и это, если можно так сказать, сбалансировало спектакль. В нем появился светлый женский персонаж, который способен сопереживать, и он хоть как-то скрасил всю мрачную обстановку. Ведь это история о настоящих пиратах.

Кстати, каким вы представляете пирата? Наверное, первый же образ, который всплывает у вас в голове, это Джек Воробей – харизматичный хулиган с голливудской улыбкой и невероятным обаянием. Так вот – в ТЮЗе таких пиратов вы не найдете. Это жестокие, страшные, беспринципные люди, готовые на все ради наживы. Вероника Вигг не идеализирует и не романтизирует образ пирата, наоборот, как бы напоминает – вот об этом на самом деле «Остров сокровищ», этих людей надо опасаться. И тут надо отдать должное актерам, которые казалось нырнули в самые темные глубины человеческой души и достали оттуда алчность, ярость, гнев, безумие. И при этом зрителю представляют не какой-то один собирательный образ пирата, нет – каждый персонаж обладает своими уникальными яркими характеристиками, каждого хочется рассматривать и изучать. Черный Пес (актер Сергей Грищенко), с которым мы знакомимся еще в самом начале спектакля, буквально ошарашивает зрителя. Даже зрители на задних рядах вздрагивали, когда Пес накинулся на Джима с диким рыком. В этот момент понимаешь, никаких добрых сказок и веселых приключений не будет. Это тяжелая история, где мальчик знакомится с жестоким миром взрослых, где живут не только люди, но и звери в человеческом обличии.

Поэтому, когда на сцену выходит Джон Сильвер (Александр Романов), даже не знакомый с сюжетом человек видит, что перед ним не просто повар, а старый пират, под дудку которого пляшут все остальные злодеи. Интриги в предательстве нет, его уже ждешь. Главная интрига спектакля, пожалуй, в реакции самого Джима: сломается ли он или сможет храбро выйти из всех передряг.

Раз уж мы упомянули про дудки, расскажем и про еще одну особенность постановки – живой оркестр. Причем состоял он не из приглашенных музыкантов. Играли сами актеры, кто как умеет. Две скрипки, барабан, тарелки, бас-гитара, фортепиано – настоящий пиратский набор. Все огрехи в исполнении в данном случае придавали музыкальному оформлению дополнительный шарм, ведь в кабаке, где собираются головорезы, не может звучать профессиональный симфонический оркестр. Частенько музыка в спектаклях может не попадать в настроение или походить на музыкальную паузу, но в «Острове сокровищ» такого нет. Может потому, что пираты просто решили побаловаться и развлечь себя во время длительного плавания?

Испытание номер раз пройдено. Забегая вперед скажем, что и два тоже. Спектакль сложный пластически, он насыщен трюковыми моментами. Чего только стоит полет на канате в нескольких метрах над сценой или момент масштабного боя. И тут актеры сработали на ура.

Но центральное место в истории, конечно же, занимает Джим Хопкинс и его история. Мальчик, которого отец всегда учил остерегаться пиратов, попадает в их компанию и сближается с предводителем. Джон Сильвер учит парня как своего сына, но пиратскую натуру не спрячешь, — в одну минуту он готов пожертвовать мальчиком ради блеска золота. Для Джима это предательство оказывается роковым: он хотел быть похожим на того, кого всю жизнь опасался. В момент плавания и в финальной битве на сцену выходит ребенок – тот самый 12-летний мальчик, которым на самом деле и является Джим. Ребенок, столкнувшийся с миром взрослых. Ребенок, которому предстоит все исправить в этом сломанном мире и вернуть пропащих взрослых домой. Он действительно вывозит всех с острова, те прощаются со своим спасителем и уходят по домам. Но действительно ли финал у истории хороший, ведь пережить такое предательство от дорогого тебе человека не так просто?

«Остров сокровищ» в Тверском ТЮЗе стал не просто приключенческой историей, где мальчик храбро побеждает пирата. Спектакль предлагает заглянуть зрителю глубже и посмотреть, что на самом деле скрывается за «веселыми приключениями». Это история взросления одного мальчика Джима Хопкинса. И, признаться, нам было бы интересно узнать, что будет с ним дальше.

12+

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделись новостью с друзьями
Поделись новостью с друзьями:
Еще больше актуальных новостей о культурной жизни Твери читайте в нашем Телеграм-канале