
Вслед за мужским вышел женский номер журнала «Тверьлайф». Это специальный тематический выпуск.
Елена Геннадьевна Наумцева — известная в Твери специалист-дефектолог, благодаря усилиям которой оказывается эффективная помощь десяткам детей с диагнозом «ранний детский аутизм». Иногда его называют «чумой XXI века». Хотя он куда менее разрекламирован, чем «китайский коронавирус», аутизм давно стал для человечества одним из грозных вызовов.
С Еленой Наумцевой мы поговорили об основных признаках этого заболевания и о том, что делать родителям в Твери и области, которые столкнулись с печальным и тревожным симптомом – когда внешне здоровый и физически нормально развивающийся ребенок 2-4 лет вдруг замыкается в себе и отказывается начинать говорить.
— Елена Геннадьевна, как вы оцениваете ситуацию с детским аутизмом в настоящее время?
-К сожалению, ранний детский аутизм пока прогрессирует. С каждым годом количество детей с таким диагнозом, к сожалению, увеличивается, а не уменьшается. Если в нашем детском саду в 1997 году из числа детей, которые посещали его, таковых было 1-2%, то сейчас их уже около трети. И это только те дети, которым поставлен официальный диагноз. Как их сейчас называют, дети «с расстройствами аутистического спектра».
— Что такое аутизм, как бы вы охарактеризовали это явление?
— На самом деле, ранний детский аутизм (РДА) – это заболевание. Причина его пока не известна. Возможно, дело в переизбытке информации, которая нас окружает, в чрезмерной нагрузке на эмоциональную сферу ребенка. Часто это проявление наследственности. У кого-то из родителей были предпосылки, потом проявившиеся у ребенка. На Западе с этим заболеванием столкнулись раньше, и в разных странах по-разному пытаются решать эту проблему. Ясно, что РДА — это не проблема интеллекта. При норме интеллекта у ребенка может быть ранний детский аутизм.
— Как родителям понять, что ребенок не просто не спешит начать разговаривать, а у него более серьезные проблемы?
— Все зависит от того, каков уровень понимания окружающего мира у ребенка. Если он достаточно хорошо понимает окружающий мир, старается отвечать на вопросы, например, жестами (если членораздельная речь пока не получается), то родителям можно не опасаться. Или: ребенок смотрит в глаза, хорошо идет на тактильный контакт, не бежит на прогулке куда-то в пространство, не видя границы, хорошо понимает инструкции.
А вот если двух-трехлетний малыш не чувствует границ, бежит, и ему все равно, куда — под машину, на обрыв… Если плохо смотрит в глаза. Если мама посадила его на руки, а он пытается вырваться. Если жестко выражает требования, может бросаться на пол, кричать, бить ногами, головой, подпрыгивает, встряхивает руками, совершает монотонные действия, — тогда можно говорить о проблемах в эмоционально-волевой сфере.
— И каковы тогда должны быть действия родителей?
— Если глубина аутистических проявлений не очень велика, ребенок может посещать общее дошкольное учреждение. Детям вообще очень важно общение со сверстниками, детям с РДА – особенно. Но таким детям нужно дополнительно заниматься с учителем-дефектологом или психологом. Нужно, конечно, найти точки соприкосновения, чтобы ребенок пошел с педагогом на контакт и начал работать. А это уже профессиональные навыки дефектолога.
Результаты индивидуальной учебы ребенок с РДА потом перенесет в общение со сверстниками. Он уже будет что-то знать, что-то уметь. На определенном уровне он будет общаться с детьми. У него будет желание общаться, и результат общения достаточно быстро благотворно скажется на его развитии.
Бывают более глубокие проблемы, когда ребенок не может правильно вести себя в обществе, в этом случае он должен посещать коррекционное учреждение, где работают специалисты-педагоги, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, психологи, которые будут помогать ему адаптироваться в обществе.
— Как к вам попадают такие дети?
— По направлению психолого-медико-педагогической комиссии. Городская комиссия в Твери работает с апреля по конец июня, областная – круглогодично. Такие дети посещают специальные учреждения: наш сад №152, а также детский сад №39 (в микрорайоне Юность). Все вместе мы можем принять до восьмидесяти таких детей, хотя их в городе гораздо больше. В области, к сожалению, подобных специализированных дошкольных заведений нет.
Вообще таких детей можно «выводить» через познание окружающего мира, обучение. Поэтому если родители будут заботиться о таком ребенке, найдут педагога, который поможет им, то тогда ребенок с РДА со временем сможет обучаться в общеобразовательной школе. И здесь такие дети часто неожиданно раскрываются. У них не только высокий интеллект, но и много талантов, которые нужно обязательно развивать.
— В школе такие дети учатся нормально?
— Проблемы у них постепенно сглаживаются, хотя в начальной школе обычно еще есть. Проблема в другом: у нас есть дошкольные учреждения, которые занимаются проблемами раннего детского аутизма, но после не каждая школа готова принять такого ребенка. Получается так, что мы сами устраиваем таких детей к знакомым учителям, либо консультируем учителей, занимающихся с нашими выпускниками. Учитель может и должен настроить коллектив, чтобы ребенку было нормально общаться и нормально социализоваться.
— Что лично вас привело в такую непростую сферу педагогики?
— Дети с ранним детским аутизмом очень интересные. Не поверите, но работать с ними — большое удовольствие. У них всегда есть динамика в развитии. Интеллект сохранен, и ты можешь предсказать, что с ними будет, хотя никто, включая родителей, в это уже не верит. А ребенок может закончить общеобразовательную школу, потом пойти в институт, создать семью, полноценно жить в обществе. В старшем возрасте они преодолевают свои проблемы, они общаются нормальной речью. Часто они имеют даже литературную речь, у них очень хорошая механическая память, они говорят развернутыми фразами, часто много читают, у многих идеальный слух.
— Интернет полон информации об аутизме. Как правило, пишут о нем как о настоящей трагедии, выхода из которой нет. Но, когда я вас слушаю, это не выглядит так уж трагично.
— Часто окружающие люди, видя таких детей, не понимают проблемы. Ищут «виновных». И страдают родители, особенно мамы, бывает, что рушатся семьи. Я же как учитель-дефектолог имею возможность проследить жизнь детей от дошкольного возраста до зрелого состояния. Имея стаж более двадцати лет, я могу проследить их жизнь до выпуска из вузов, до женитьбы или замужества. Да, нужно много работать, и педагогу, и родителю. Родителям необходимо выполнять все рекомендации педагога, и еще помнить: по двум дорожкам ребенок идти не может. Если учитель-дефектолог составил программу – по ней и нужно последовательно идти вперед, всем вместе.
Беседовал Павел ИВАНОВ
Справка:
Наумцева Елена Геннадьевна — учитель-дефектолог, учитель-логопед. Специалист высшей квалификационной категории. Закончила Московский Государственный областной педагогический университет им. М. Шолохова (МГОПУ) отделение специальной педагогики и психологии. Стаж работы 26 лет в МКДОУ «Детский сад №152 компенсирующего вида» (заведующая Т.В. Корсакова).