От слова «наставник» веет чем-то основательным, хорошо знакомым и винтажным, как от образца советского автопрома. Но в современных реалиях высоких технологий, которые давно стали непременным атрибутом российской энергетики, наставничество обрело новые оттенки, которые так ярко демонстрирует наш герой – Виталий Воронков, главный специалист по эксплуатации теплотехнического оборудования Конаковской ГРЭС.
Это сегодня для него Конаково – родной город. Но в 1998 году для уроженца Казахстана, окончившего Ташкентский технический университет и начавшего свой трудовой путь на Ново-Аыгренской ГРЭС в Узбекистане, Тверская земля казалась холодной и незнакомой. Адаптироваться к новому месту жизни и работе на Конаковской ГРЭС помогла привычка постоянно учиться и охотно делиться профессиональными знаниями и навыками. Эта черта характера была подмечена руководством, и вскоре Виталий Юрьевич стал наставником для студентов и молодых специалистов. В наставничестве ориентируется на пример своего учителя – Анатолия Ивановича Тришанкова.
– Я работал старшим машинистом КТЦ, а он – начальником смены, – вспоминает Виталий Воронков. – Анатолий Иванович грамотно ставил задачи и твердо требовал их исполнения. Причем не ко всем профессиональным процессам были прописаны инструкции, и приходилось с помощью наставника принимать порой неординарные решения, которые в то же время должны были укладываться в существующие производственные регламенты. Вот эта гибкость мышления при соблюдении строгих правил – пожалуй, главное наследие моего наставника, которым я, в свою очередь, стараюсь делиться со своими учениками.
Как говорил известный американский бизнес-консультант Дэвид Майстер: «Наставничество – это инвестиция в долгосрочное развитие организации, в ее «здоровье». Так и есть. Ведь именно наставник отвечает за успешное введение нового сотрудника в рабочие и бизнес-процессы компании. Он вместе со своим учеником проходит определенные этапы, которые в итоге должны привести к полному освоению молодым специалистом своих обязанностей, правил и норм компании и коллектива.
Поэтому среди важных профессиональных и личностных качеств наставника я бы выделил прежде всего искреннее желание помогать подопечному, способствовать его личностному и профессиональному росту. Для этого, конечно, у самого наставника должен быть весомый опыт и доскональное знание всех производственных процессов не только своего подразделения, но и предприятия в целом.
А еще наставник, по мнению Виталия Юрьевича, должен быть хорошим дипломатом. Ведь на этапе учебы все допускают те или иные ошибки, которые важно исправлять корректно, чтобы не обидеть, и конструктивно, чтобы молодой человек запомнил правильный алгоритм действий.
– У наставника не должно быть синдрома «супермена», – считает Виталий Воронков. – Я, как учитель, понимаю, что моя точка зрения – не единственно верная. Поэтому всегда готов к диалогу, чтобы направить мысль ученика к правильному решению, которое он должен найти самостоятельно, а ни в коем случае не давить своим авторитетом, отбивая всякую инициативу и творчество. Но эта модель партнерского наставничества, которую условно можно назвать «равный – равному», все равно предполагает, что один из «равных» обладает большим опытом и знаниями. Поэтому я всегда оставался приверженцем идеи, высказанной древнегреческим поэтом Эзопом: «Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда». Стараюсь профессионально не застаиваться, повышать собственную квалификацию, изучая современные тенденции в энергетике, техническую документацию, обмениваюсь опытом с коллегами. И всегда открыт к новым идеям, которые они предлагают.
Сегодня развитие энергетики предполагает всё большую автоматизацию и цифровизацию. Отрасль развивается на основе возобновляемых и альтернативных источников энергии, поэтому мне особенно приятно видеть, что новое поколение энергетиков открыто к инновациям. Молодые сотрудники с горящими глазами быстро осваивают новые технологии, у них свой взгляд на производство. Готовые высказывать и конструктивно отстаивать собственное мнение, при этом они с уважением относятся к советам более опытных и старших коллег.
Я вижу, что молодое поколение энергетиков отличает профессиональная универсальность: они успешно и уверенно осваивают несколько смежных специальностей. Это важно для понимания производственного процесса в полном объеме и для принятия нестандартных решений для задач, которые выходят за рамки шаблонов. Приятно видеть новых сотрудников.
Результат работы любого наставника – его ученики. Виталий Юрьевич считает своим главным достижением тот факт, что основные руководящие должности на Конаковской ГРЭС занимают выходцы из котлотурбинного цеха, те люди, с которыми много лет назад он делился своим профессиональным опытом, умением мыслить творчески и ответственно принимать решения. Именно такие люди, всегда готовые, по примеру своего наставника, учиться, и делают отечественную энергетику одной из самых динамично развивающихся отраслей российской экономики.
Светлана ВИКТОРОВА