16 октября в Тверском театре юного зрителя прошел финальный прогон спектакля по пьесе А.П. Чехова «Чайка». Это специальный предпремьерный показ, куда попали только искушённые театралы и пресса.
Классическая «Чайка» в новом прочтении. Остроты придаёт факт, что спектакль поставила английский режиссёр Вероника Вигг, которая уже известна тверскому зрителю по спектаклю «Сны о кошках и мышах».
«Чайка» это пьеса в четырёх действиях. Произведение написано в 90-х годах позапрошлого века, премьера состоялась 17 октября 1896 года на сцене петербургского Александринского театра. Ровно 123 года назад.
Оригинальная пьеса
«Чайка» кардинально отличается от предыдущих пьес Чехова. В произведении много лирики, символов, ярко очерченных концепций искусства и жизни. Также в «Чайке» сильны любовные линии, они присутствуют у всех героев.
Актриса Аркадина и писатель Тригорин, другая пара влюбленных – сын Аркадиной – начинающий писатель Треплев и Нина Заречная, мечтающая стать актрисой. Эти линии, не всегда тождественны чаяниям общества: жена Шамраева влюбленная в доктора Дорна, дочь Шамраевых Маша, влюблённая в Треплева, для того чтобы «вырвать любовь из сердца» выходит замуж за другого. Даже Сорин, больной старик, признаётся, что был влюблен в Нину Заречную. Сам Чехов острил, что в его пьесе «пять пудов любви».
В ТЮЗе классическое произведение дополнили деталями, которые освежают спектакль, придают динамики. И, если можно так сказать – модности.
Режиссер хоть и придерживается канона пьесы, добавляет интересные, модерновые моменты. Например, видеоролик, который проецировали прямо на декорации.
По краям сцены стоят «Яковы» — прислуга по сценарию и важный художественный отсыл по пьесе. Люди в черных костюмах, символизирующие время, которые бесстрастно меняли обстановку, приносили и уносили декорации, иногда являлись самим героям, напоминая — пора переходить к следующему этапу повествования.
Сильный эффект произвело режиссёрское решение закончить пьесу подключением закадрового текста. Невидимый автор читал пьесу, актеры лишь двигались в такт его указаниям, словно потеряв волю, став игрушкой в руках неумолимой судьбы.
Выглядело это необычно и предавало спектаклю особый шарм.
Правда, каноническое прочтение всё же было логически завершено — один из героев застрелился.
Спектакль был разделен антрактом, но уходить из зала совсем не хотелось, так захватил сюжет. Сидишь и смотришь на пустую сцену и осознаешь увиденное, а в ушах звенят капли воды и музыка из спектакля.
Стоит отдельно отметить актерскую игру. Кто бы ни был на сцене, не хотелось отвлекаться на телефон или разглядывать окружающих. Сцена тянула внимание как магнитом все 2.5 часа.
Личное мнение:
Елизавета Супонева, обозреватель Тверьлайф.
— Перед тем как идти на спектакль, перечитайте пьесу. Даже если однажды уже читали в студенчестве. Это важно, чтобы уловить все детали, все оттенки смысла. Иначе есть риск первые 20-30 минут выковыривать из памяти сюжет, не понимая, кто есть кто. А на сцене в это время творится важное и интересное.
Когда речь идёт о такой классике как «Чайка» понятие «спойлер» не работает. Все, так или иначе, знакомы с произведением. Новая ТЮЗовская постановка гораздо глубже и ярче, классического академического подхода. Формально, всё по сценарию: у этой героини жизнь не сложилась, у другой любовь несчастная, а Треплев в итоге застрелится в конце. Но подан материал принципиально по-новому.
Несмотря на то, что это был предпремьерный прогон, зал был полон. Зрители аплодировали стоя несколько минут, не отпуская актёров со сцены.
Досье Тверьлайф
Вероника Вигг – драматург и режиссёр, живёт и работает в Лондоне. В Англию Вероника уехала в 16 лет вместе с мамой, но вернулась получить высшее образование в Москве. Выбрала Тверской ТЮЗ за широту формата.
— В Англии нет театров юного или не юного зрителя, где могут ставить разные спектакли, — приводит слова режиссёра «МК в Твери». — Мне захотелось сделать что-то, адресованное и детям, и немного взрослым, на тему, которая меня волновала.