10 ноября лекторий «Живое слово» привёз в Тверь музыкального критика и культуролога Артёма Рондарева с лекцией «Что такое русский рэп?». Обозреватель Тверьлайф Любовь Абрамова посетила событие и доложила об увиденном.
Рэп в отеле
Дело было в зале отеля «Оснабрюк». Гостей встречала характерная атмосферная музыка, порождая рельефный контраст с обстановкой.
Когда все расселись, Артём Рондарев представился, обозначил, что в Твери рэп не популярен, а зря, ведь именно за этим направлением будущее.
Затем, по ходу лекции, мы узнали историю возникновения хип-хоп культуры, её корни. Вот вам некоторые цитаты из лекции:
«Рэп – это не рок. Во-первых, в роке важнее музыка, во-вторых, в рэпе совершенно иная подача материала»;
«Хип-хоп, несмотря ни на что – это музыка чёрных»;
«Мысль о том, что можно быть без ГЕТТО в голову многим русским исполнителям не приходит»;
«Армянину во время армяно-азербайджанского конфликта я сказал что-то такое нейтральное, и мы с ним чуть не подрались, несмотря на то, что это мой лучший друг. Представление чёрных о неизбывной вине белых — этого же характера»;
«Хип-хоп за 30 лет практически полностью выжег целую поляну, забрал на себя функцию рок-музыки, забрав у рока всю мужественность. Если вы сейчас слушаете современную музыку, то, возможно, обращали внимание, на то, что рок-музыканты, в основном, исполняют тонкими блеющими голосами, тогда как мужественные голоса уходят в рэп»;
Поговорили об особенностях русского рэпа:
«Сложно представить чёрных, которые делятся на левых, правых, футбольных болельщиков…»;
«Я к хип-хопу относился скептически, иронически, но вот понаслушавшись всего этого, понял, что он действительно существует, у него есть своя тематика. Есть своя форма подачи. Всё, чтобы не сливаться с потоком импортного хип-хопа. Из своей музыки они выгнали внутреннего негра».
Так же мы посмотрели несколько клипов с произведениями различной тематики.
Затем Артём охотно ответил на вопросы зрителей и корреспондента Тверьлайф.
— Можно ли считать рэп поэзией, и мог бы он зародиться в России вне влияния Запада?
— На вторую часть вопроса точно – нет. Потому что это характерно только для определённого социального явления. У нас он точно не мог появиться. В принципе, почему не считать рэп поэзией? Поэзия – это что? Слова в столбик. Слова в столбик есть – есть поэзия. Рэп возвращает людям, которые устали читать верлибры, белые стихи и прочие эксперименты современных поэтов. А нормальный человек знает, как выглядит поэзия. Это слова в столбик и с рифмой. Всё. Больше никаких вариантов в поэзии не существует. Хип-хоп, мало того, что уделяет внимание небанальным рифмам, но и системе рифмовки (там всё очень сложно). Так что по методу – это ближе всего к поэзии, чем всё остальное. Потому что все элементы поэзии здесь задействуются с максимальной эффективностью.
— Не станет ли рэп политическим оружием, голосом оппозиции?
— Политизированность нашего рэпа становится всё более очевидной, она свойственна не только нам, в хип-хопе склонны к политическим высказываниям. И делать предсказания на предмет, куда двинется этот поток, очень некорректно. У нас есть свой собственный облик, свой способ подачи. Думаю, будет политическое крыло, которое начнёт радикализоваться. Рэп среди молодёжи превратился в легитимное высказывание, и теперь, конечно, люди, которые хотят капитализировать этот успех, будут использовать это. Но у нас есть и «рэпчик» про «отношеньки», даже целая радиостанция. И он популярнее политизированного. Это рэп для «тачек», и он будет дальше укреплять свои позиции.
Вопрос Тверьлайф
— В Твери среди молодёжи становится популярным хип-хоп направление. Стоит ли это поддерживать, и не приведёт ли такая тенденция к беспорядкам?
— Вся рок-музыка, джаз, блюз (как форма эротического высказывания), рок-н-ролл (табуретки ломали, а потом и головы)… Вся популярная музыка, особенно та, которая появляется из субкультур – всё появилось из хаоса и беспорядка. И ничего. Всё целое. Всё хорошо.
— Как вы относитесь к последней песни Нойза МС с вставками Егора Летова?
— Я в достаточной степени спокойно отношусь к Летову. Хай, по поводу этой ситуации, вообще не разделяю и полагаю, что его значение в нашей культуре очень сильно преувеличено журналистами.
В целом хотелось бы отметить высокий уровень организации мероприятия. Его познавательность, актуальность и насыщенность.
Досье Тверьлайф
Рондарев Артём Владиславович. Московский музыкальный критик и культуролог. Автор книги «Русский минор», которая посвящена русской музыке, причем сразу в нескольких аспектах — в историческом, в культурологическом и в социальном. Популярный журналист, пишущий о музыке.