Что изменит «транспортная реформа» в пассажирских перевозках Тверской области

  • 4 декабря 2019, Среда 12:56
  • 8826
Что изменит «транспортная реформа» в пассажирских перевозках Тверской области

«Транспортная реформа» в Верхневолжье набирает обороты. В сентябре объявили о создании нового государственного учреждения «Организатор перевозок Тверской области», а в последние дни ноября появилась информация о проведении конкурентных процедур по выбору организаций-перевозчиков. Общая сумма контрактов, которые будут заключены с перевозчиками, составляет 23 млрд.рублей на 7 лет. Новая модель пассажирских перевозок начнет действовать не позднее середины февраля следующего года. А сейчас самое время ответить на три главных вопроса любой реформы: для чего это делается, кто от этого выиграет и что получит рядовой потребитель транспортных услуг в итоге.

 

Для чего это делается

Все очень просто: государство возвращается в отрасль, стратегически важную для каждого. Этот процесс начался не вчера и касается, прежде всего, тех сфер, которые связаны непосредственно с обеспечением качества жизни. Вспомним: до этого был создан единый кассово-расчетный центр, сделавший прозрачной работу управляющих компаний, потом под государственный контроль вернулось теплоснабжение и водоснабжение. В начале этого года очередь дошла до вывоза мусора, полномочия по вывозу бытовых отходов передали региональному «мусорному оператору». Следующий шаг – пассажирские перевозки. Схема уже отработана: создается государственное предприятие, куда передаются активы, вводятся стандарты по предоставлению транспортной услуги, пассажирские перевозки берутся под контроль.

Пассажирские перевозки, возможно, последняя крупная отрасль региональной экономики, в которой предстоит навести порядок. Что представляют сегодня городские маршрутки, видят все. Какие-то непонятные люди закупают сомнительного качества автобусы, а в них за рулем сидят водители, в чьей квалификации нет уверенности. Существуют маршруты «денежные», с большим пассажиропотоком, и те, которые не обладают коммерческой привлекательностью. Вы платите деньги за проезд, но никаких билетов вам не выдают. Вы хотите воспользоваться государственной льготой за проезд, но водители в упор «не видят» никаких пенсионных и ветеранских книжек. Пассажирские перевозки сегодня – самая непрозрачная, коррумпированная и опасная для потребителя сфера услуг. Сколько налички, необлагаемой налогами, крутится там каждый день, сколько чиновников, полицейских и контролеров ловит рыбку в этой мутной воде, сколько незарегистрированных гастарбайтеров садится каждый день за руль – этого не знает никто. Тверь остается последним крупным городом, где пассажирские перевозки работают по модели, созданной еще в 90-е. И сейчас самое время начать избавляться от этого тухлого наследия.

Поэтому первое, для чего проводится «пассажирская реформа» – это обеспечение безопасности пассажиров. Второе – наведение порядка в системе общественного транспорта: чтобы платили налоги, предоставляли льготы, соблюдали закон – в том числе и правила дорожного движения, которые водители маршруток не очень соблюдают. Второе – это эффективность используемых бюджетных средств. Новое государственное предприятие отвечает за свою деятельность перед областным правительством, а также перед инвесторами, главным из которых является корпорация развития ВЭБ.РФ. Напомним, что именно эта госкопорация согласилась профинансировать создание в Твери единого пассажирского перевозчика.

Так что реновация пассажирских перевозок в Тверской области – не импровизация, не блажь, а часть системной продуманной политики. Как это будет происходить, можно понять на примере «мусорной реформы». В первые дни возможны какие-то шероховатости, несогласованные действия, но потом система начнет работать как часы. Вы много сейчас слышите жалоб, касающихся вывоза мусора? А года два назад «мусорная тема» не покидала информационной повестки. Объяснение простое – навели порядок.

 

Кто от этого выиграет

Уже неоднократно говорилось, что главными бенефициарами «пассажирской реформы» станут рядовые пассажиры. Единый перевозчик – государственное предприятие, которое соблюдает все требования, предъявляемые законом, в том числе трудовым законодательством. Поэтому вы можете быть уверены, что водитель, который сидит за рулем вашего утреннего автобуса, перед сменой осмотрен врачом, что у него есть опыт, квалификация, есть водительские права с открытой «автобусной» категорией (такие не всегда есть у «маршрутчиков»), а транспорт проверен механиком. Вы можете не сомневаться, что за работой водителя следят не только пассажиры, но и его руководители, а также всякие автоматические устройства вроде тахографов.

И это далеко не все! Сразу несколько категорий пассажиров получат то, чего они не имеют сейчас. Например, пенсионеры, федеральные и региональные льготники смогут пользоваться своими льготами. Сегодня частные перевозчики их в упор не видят, в маршрутке работают не государственные законы, а законы бизнеса – все платят одинаково. В государственных автобусах льготным категориям граждан будет обеспечен бесплатный проезд.

Еще одна большая категория – так называемые маломобильные пассажиры, их только в Твери несколько тысяч. Речь об инвалидах, людях с ограничениями по здоровью, о мамах с колясками, о пожилых людях, которым порой невозможно подняться в маршрутку по ступенькам. Специально для их перевозки все новые автобусы, которые сейчас будут приобретаться для единого перевозчика, будут низкопольными, просторными, чтобы на площадке поместился и человек в инвалидной коляске, и женщина с коляской для малыша. Сегодняшний общественный транспорт для «маломобильных» пассажиров недоступен.

От введения новой системы, несомненно, выиграют жители новых жилых микрорайонов Твери, куда сейчас маршрутки не ездят – частникам они невыгодны. Расширение зоны транспортного обслуживания планируется до новых жилых микрорайонов областной столицы, кроме того, в новую маршрутную сеть включат шесть населенных пунктов Калининского района. Проводились исследования пассажиропотоков, и специалисты считают, что за счет вовлечения новых пассажиров «пропускная способность» системы общественного транспорта в новой модели увеличится не менее чем на 10% – до 18 тысяч пассажиров в час. Интервалы движения транспортных средств в центре города будут составлять в среднем от 2 до 4 минут, в отдаленных районах – от 5 до 15 минут. Контроль соблюдения расписания будет осуществляться в автоматическом режиме, за каждое нарушение предусмотрен штраф.

Наконец, в выигрыше останутся люди, которые сегодня живут на трассах «невыгодных» маршрутов, в отдаленных районах области, в Жарковском или Бельском. Прежде перевозчики получали из бюджета компенсации за сохранение так называемых «социальных» маршрутов, теперь единый перевозчик берет на себя обязательства по сохранению маршрутной сети, которая должна закрыть всю территорию региона, включая самые отдаленные и труднодоступные уголки. Пока речь идет о том, что государственный перевозчик закроет часть «социальных» маршрутов, но в перспективе он возьмет на себя все.

 

Что получит рядовой пассажир

Комфорт, предсказуемость, прозрачность, обратную связь. На последнем настаивают особенно – чтобы пассажиры могли обращаться с предложениями по совершенствованию маршрутной сети, предлагать новые маршруты, вносить изменения в расписание. Или, скажем, захотят перенести автобусную остановку в более удобное место. Или попросят в вечернее время, в «час пик», увеличить число автобусов на линии. Единый перевозчик будет стараться сильно отличаться от того, как вели себя перевозчики частные – и прежде всего в том, что касается учета пожеланий пассажиров.

Во-вторых, экономическая обоснованность тарифа. Кто может объяснить, почему проезд в маршрутке стоит сегодня 30 рублей, из чего складывается эта сумма? Это какая-то обоснованная цена за поездку или результат ценового сговора нескольких крупных игроков рынка пассажирских перевозок? У государственного предприятия, оказывающего услуги населению, чтобы вы понимали, задача получения прибыли стоит не на первом месте. На первом месте – оказание качественной и своевременной услуги.

В-третьих, безопасность и уверенность пассажира в том, что он имеет дело не с какой-то частной конторой, а с серьезным предприятием, которое к тому же находится под контролем. И кстати, не верьте, когда вам будут говорить, что единый перевозчик создается для того, чтобы «уничтожить маршрутки». Он создается для того, чтобы сделать отрасль пассажирских перевозок, пребывающую до сих пор во временах дикого капитализма, нормальным, клиентоориентированным, конкурентным рынком услуг. Потому что сейчас у вас нет выбора, ехать в маршрутке или не ехать – ничего другого нет, нет выбора. Как только на линию выйдут синие автобусы единого перевозчика, появится выбор. А тогда и «маршрутчикам» придется работать в новой конкурентной среде.

Они, конечно, этого не хотят. И в ближайшие месяцы, оставшиеся до начала «пассажирской реформы», мы еще много услышим разного об этом. Что вся эта идея провалится в первый же день. Что «маршрутки» являются единственным приемлемым видом общественного транспорта для такого города как Тверь. Можно понять: в середине февраля несколько десятков не очень прозрачных (да что там, совсем непрозрачных) юридических лиц, работающих на рынке общественных перевозок, начнут терять пассажиров, доходы, конкурентоспособность. Вместе с ними пострадает еще какое-то (небольшое, хочется думать) количество прикормленных чиновников и блогеров. Надо ли их жалеть?

Цель реформы – оставить на рынке пассажирских перевозок ответственных, высокопрофессиональных, легальных перевозчиков. Министерство транспорта обещает в ближайшие недели завершить разработку регионального стандарта в сфере пассажирских перевозок, где, в частности, особое внимание уделено техническому состоянию автобусов и профессиональной подготовке водителей. Так что появление «единого перевозчика» в сфере общественного транспорта пойдет на пользу всем. К тому же новая модель пассажирских перевозок принесет нашей экономике мультипликативный эффект: помимо создания 1000 новых рабочих мест, изменится и транспортная, и социальная реальность региона, психологическое ощущение каждого, кто пользуется общественным транспортом. Ждать осталось недолго.

Текст опубликован изданием “Тверские Ведомости”.

Автор: Владислав Толстов.

0

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделись новостью с друзьями
Поделись новостью с друзьями:

Похожие записи

Ничего не найдено

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: