
Сегодня, 3 ноября, в Тверском императорском дворце прошло торжественное открытие выставки «Суровый стиль. Зарождение, расцвет, эволюция» в ходе программы «Большое искусство – большой России». Организатором мероприятия стала Международная конфедерация коллекционеров, антикваров и арт-дилеров при поддержке Правительства Тверской области.

«Суровый стиль» — уникальное явление в искусстве, просуществовавшее лишь с 1950-х до 1962 года, но оставившее глубокий след в советской живописи. Зрители смогут увидеть 38 работ, каждая из которых посвящена обычным людям: строителям, полярникам, геологам и всем тем, кто строил новую жизнь в суровых условиях. Еще одной центральной темой этого направления стали ключевые события прошлого века, такие, как Октябрьская революция 1917 года, Гражданская и Великая Отечественная войны. Художники — «дети Великой Отечественной войны», изображали на своих полотнах народную драму, тяжелый труд и судьбу простого человека.

Как говорил искусствовед В. Мейланд, «суровый стиль» постепенно вырос в «общесоюзную колею официального искусства, славящего «труд, мир, май». Он превратился в «суровую» общесоюзную монументалку, быстро заполнившую собой города и веси нашей просторной страны». Именно это подтолкнуло художников того времени отправиться на поиски новых средств выражения и по пути переосмыслить свою творческую концепцию.

Однако в 1962 году период быстрого развития «сурового стиля» столкнулся с кризисом — произошел разгром выставки «30 лет МОСХ» в Манеже, после чего художники пошли разными дорогами, воплощая приобретенные техники и идеи в своем творчестве. Именно это позволило «суровому стилю» просуществовать еще около двух десятилетий и оказать огромное влияние на отечественную живопись.

Именно это влияние смогли ощутить посетители Тверского императорского дворца сегодня после открытия экспозиции. Многие пришли познакомиться с полотнами выдающихся художников «сурового стиля» — среди них работы ведущих представителей направления Михаила Никонова (1928–2010), Виктора Попкова (1932–1974) и Павла Никонова (род. 1930), чьи «Геологи» были среди экспонатов на юбилейной выставке, раскритикованной Хрущевым. Также среди экспонатов — работы одного из основоположников стиля Николая Андронова (1929– 1998). Именно его полотно «Плотогоны» многие определяют как манифест «сурового стиля». Помимо полотен ведущих представителей, в экспозицию вошли работы Евсея Моисеенко (1916–1988), Андрея Васнецова (1924–2009), Гелия Коржева (1925–2012), Петра Оссовского (1925–2015) и многих других, чье искусство определило развитие направления на годы вперед.

«Суровый стиль» — поистине разноплановое и живое направление, которое отличается обобщенными формами, монументальной композицией, а также плакатной выразительностью и лаконичными цветовыми решениями. Все это позволило художникам-«шестидесятникам» противопоставить сталинскому соцреализму и приукрашенной действительности тех дней быт и судьбу простых людей, которые выковали Победу, а теперь в суровых условиях возрождают страну из пепла. Это ода простым работникам и труженикам, песня их усилиям и труду.

Это искусство совершенно другого рода — живое и красочное, оно не побоялось противостоять главенствующему на тот момент соцреализму — художественному направлению литературы и искусства в СССР, которое заключалось в выражении социалистически осознанной концепции мира и человека в обществе. На каждом полотне рассказана целая история о жизни отдельных людей, озабоченных не собственным благополучием, а процветанием всей страны и ее населения.
Познакомиться со значимым для советского искусства художественным направлением и проследить его развитие посетители смогут до 11 февраля следующего года.
6+