Нынешний год справедливо можно назвать годом Александра Сергеевича Пушкина — к 225-летию со дня рождения поэта готовятся по всей стране, включая Тверскую область. Так, в Тверском академическом театре драмы уже состоялась премьера мистической драмы «Пиковая дама» по мотивам одноименной повести гениального поэта.
Еще в прошлом столетии в репертуаре театра начали появляться спектакли по произведениям Пушкина: «Борис Годунов» (1974), «Руслан и Людмила» (1984), «Моцарт и Сальери» (1995), «Капитанская дочка» (1998), «Пушкинские монологи» (2000), «Ночь откровения» (2007), «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (2017), а также музыкально-драматическая фантазия театра «Пушкин. Евгений Онегин» (2018), в которой на сцене, помимо героев романа, живет и сам Поэт. В этом году пришло время и для «Пиковой дамы», которую перенес на сцену главный режиссер Александр Павлишин.
В сюжет повести легла реальная история, рассказанная Пушкину молодым князем Сергеем Григорьевичем Голицыным, который, проигравшись, воспользовался советом своей именитой бабушки и поставил на три карты. Считалось, что сочетание «тройка, семерка, туз» Наталье Петровне Голициной сообщил влюбленный в нее граф, иллюзионист и оккультист Сен-Жермен. «Пиковая дама» родилась в селе Болдино, в родовой усадьбе поэта, в 1833 году и сразу получила недюжинный успех у читающей публики:
«Моя „Пиковая дама“ в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку, туза» (дневники поэта, апрель 1834).
В сюжете повести обыгрывается излюбленная Пушкиным тема непредсказуемой судьбы, фортуны, рока. Это работа также открывает вереницу произведений русских классиков на тему «преступления и наказания». Навязчивая идея, подсказанная приятелем Томским, одолевает военного инженера Германна. Прежде не бравший в руки карт, молодой человек становится одержимым идеей сыграть с собственной судьбой. Что его ждет – злой рок или фортуна? Именно на эти вопросы попытались ответить режиссер Александр Павлишин и актеры театра.
Для переноса повести на большую сцену театра была выбрана сценическая версия В. Обухова: в ней на сцене среди героев появляются Дама в черном, а также знаменитые Тройка, Семерка и Туз. Именно они встречают зрителя с первых минут спектакля и остаются с ним до самого конца. Танцуя вокруг поглощенных игрой в карты гостей, собравшихся у конногвардейца Нарумова, Тройка, Семерка и Туз читают пролог к повести:
Александр Пушкин — Пиковая дама.
Пиковая дама не участвует во всеобщем оживлении — она остается холодной и неприступной, и держится в стороне от происходящего. Так будет на протяжении всего спектакля — лишь иногда она будет вмешиваться в события, выполняя роль рассказчика и останавливая ход времени. Помогать Даме в этом будет ее кроваво-красный веер, удары которого звучат как пощечины.
Появляется Германн, инженер из семьи обрусевшего немца, — он тоже находится в стороне от суеты и смотрит в глаза Пиковой даме. Остальные ожившие карты переместились ему за спину и будто уговаривают его сыграть, но он не поддается. После окончания игры Томский рассказывает гостям о своей бабушке, графине Анне Федотовне Томской, которая сумела отыграться с помощью трех карт, которые ей подсказал таинственный знакомый Сен-Жермен. Мысли молодого инженера чрезвычайно захватывает эта история. Его, погруженного в свои мысли, Тройка, Семерка и Туз ведут к окошку Лизаветы Ивановны и шепчут ей, что на улице неподвижно стоит молодой человек, не отрывая от нее глаз.
Далее зрителя знакомят с Лизаветой Ивановной и ее тяжелой жизнью в доме старой графини Томской. Читая роман своей мучительнице, молодая девушка рассказывает зрителю о своей нелегкой судьбе:
Горек чужой хлеб, говорит Данте, и тяжелы ступени чужого крыльца, а кому и знать горечь зависимости, как не бедной воспитаннице знатной старухи? … Лизавета Ивановна была домашней мученицею. Она разливала чай и получала выговоры за лишний расход сахара; она вслух читала романы и виновата была во всех ошибках автора. … В свете играла она самую жалкую роль. … Она была самолюбива, живо чувствовала свое положение и глядела кругом себя, — с нетерпением ожидая избавителя; но молодые люди, расчетливые в ветреном своем тщеславии, не удостоивали ее внимания, хотя Лизавета Ивановна была сто раз милее наглых и холодных невест, около которых они увивались. Сколько раз, оставя тихонько скучную и пышную гостиную, она уходила плакать в бедной своей комнате, где стояли ширмы, оклеенные обоями, комод, зеркальце и крашеная кровать и где сальная свеча темно горела в медном шандале!
Александр Пушкин — Пиковая дама.
Далее события начинают развиваться стремительно. Германн и Лизавета вступают в переписку и спустя некоторое время решают встретиться наедине в комнатке девушки после бала у одного посланника. Лизавета вместе с графиней уезжает на бал, а инженер тем временем незамеченным проникает в дом графини и попадает в ее кабинет. Дождавшись возвращения графини, Германн проходит к ней в спальню. Он начинает умолять графиню открыть ему секрет трёх карт. Видя сопротивление старухи, он начинает требовать, переходит к угрозам и наконец достаёт пистолет. Увидев пистолет, старуха падает в страхе с кресла и умирает.
Вернувшаяся вместе с графиней с бала Лизавета Ивановна боится встретить в своей комнате Германна и даже испытывает некоторое облегчение, когда в ней никого не оказывается. Внезапно входит молодой инженер и сообщает о смерти старухи. Лиза понимает, что стала жертвой меркантильного инженера, и что она — невольная виновница гибели графини. Раскаяние терзает её, но она помогает Германну покинуть дом.
На следующую ночь после отпевания погибшая старая графиня является к Германну во сне и открывает ему тайну трёх карт, тройки, семёрки и туза. Призрак требует у него жениться на Лизавете Ивановне, а также больше никогда не играть, и исчезает.
Не в силах противостоять искушению, инженер отправляется в компанию известного игрока Чекалинского, ставит весь свой капитал на тройку и выигрывает. На другой день он поставил на семёрку и вновь выиграл. В следующий вечер Германн вновь поставил карту, но в руке его оказалась Пиковая дама, которая как будто насмешливо прищурилась и стала невероятно похожа на старую графиню.
Германн не выдерживает удара и сходит с ума: Пиковая дама вместе с другими картами надевает на него смирительную рубашку. С того дня он «не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!..».
В заключительной сцене звучит стихотворение Пушкина «Бесы»:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна…
12+