
Вряд ли вы знакомы с этой картиной, вряд ли вам захотелось бы ее долго рассматривать в зале или пытаться понять художественный замысел или детально разобрать использованные здесь художественные приемы. Нет, картина «Пейзаж с фабрики» притягивает в первую очередь своей историей, ведь это последняя работа погибшего в Освенциме российского и советского художника еврейского происхождения Савелия Шлейфера. В Международный день памяти жертв Холокоста мы не просто вспомним о непростой судьбе мастера, но и расскажем, почему именно в Тверской областной картинной галерее хранится самая большая коллекция картин художника.
Родился Савелий Яковлевич 29 сентября 1881 года в Одессе. Там же прожил много лет, окончил местное художественное училище. В 1905 году художник уехал в Париж, где обучался в Академии изящных искусств и выставлял свои работы в салонах. Два года спустя, вернувшись в Петербург, Шлейфер создает декорации к спектаклям Троицкого театра миниатюр. В это же время участвует в различных выставках.
После революции Севелий Яковлевич открывает школу искусств в Петрограде, где сам же преподает искусство и живопись. И тут его настигает голод, спасаясь от которого Шлейфер приезжает в Весьегонск. Здесь вместе с братьями Вересовыми и Петровым он организует детскую художественную студию, которая в феврале 1920 года получает статус Свободных художественных мастерских Весьегонска. Здесь художник растит новые таланты, имена которых и вам хорошо известны. Например, с теплотой о своем учителе вспоминал Владимир Серов.
Но в Тверской области Савелий Яковлевич не остался, как и в России в целом — в 1927 году он уезжает в Париж, уже навсегда. Здесь ему удается добиться признания, но все меняет война.
22 июня 1941 года Савелий Шлейфер был арестован немецкой администрацией в Париже как советский гражданин и заключен в концентрационный лагерь Компьень.
Именно здесь он пишет свои последние работы. В 1942 году Шлейфер создаст свой «Пейзаж с фабрикой» на куске брезента. В стесненных условиях художники писали на чем придется. Но эта работа отличается от других картин мастера еще и исполнением. Савелий Шлейфер обычно писал сочными плотными яркими мазками, а здесь же краски тусклые. Скорее всего у него просто недоставало чем писать и пришлось растягивать материалы на всю картину. Но художник даже в концлагере остается художником: сжимая кисть в слабеющих руках 61-летний Шлейфер пишет свою последнюю картину.
А дальше его перевели в лагерь Дранси, откуда 14 сентября 1942 года он попал в Освенцим — лагерь, где выжить еврею было практически невозможно. О судьбе художника больше ничего не известно. Согласно 3-ей статье принятого Францией в 1985 году закона «О смерти в депортации», в которой говорится, что при отсутствии информации о судьбе человека в лагере смерти он считается погибшим на пятый день после отправки в лагерь, Савелий Шлейфер признан официально погибшим 19 сентября 1942 года.
А что же с картинами? Все, что он создал в «лагерный» период, спасет заключенный Изис Кишка. Последняя картина мастера объехала несколько выставок, а в апреле 1982 года Министерство культуры СССР передало «Пейзаж с фабрикой» Калининской областной картинной галерее. Такова была последняя воля автора – чтобы все его картины хранились в Твери. Тогда в Верхневолжье передали еще 15 полотен. С тех пор Тверской императорский дворец является обладателем самого большого собрания картин этого художника.








