Всем известно, что Тверь занимает выгодное географическое положение, располагаясь между двумя столицами, Москвой и Санкт-Петербургом. Многие жители не видят в этом преимуществ по причине того, что город находится в тени знаменитых соседей, и это сильно влияет на его развитие. А что же думает сама Тверь? Какими она видит своё прошлое и будущее? Об этом в последний день зимы, 29 февраля, мы узнали в Театре юного зрителя на премьере спектакля “История небольшого города” (12+).
Режиссёр Ирина Кондрашова, изучая историю города, опиралась на труды Владимира Колосова, известного краеведа и писателя. Также она много гуляла по улицам, заходила в музеи, общалась с людьми, чтобы воссоздать духовный облик города, его настроение. Так и пришла необычная идея постановки, где встречаются Тверь, Москва и Санкт-Петербург, чтобы побеседовать о прошлом, определяя роль в исторической картине страны.
“Прошлое Твери поражает своим величием и масштабом. Веками тверитяне с небывалой стойкостью отстаивали и отстраивали родной город снова и снова. “История небольшого города” — нежное и трогательное признание в любви родному городу на камерной сцене ТЮЗа”, — рассказала Ирина Кондрашова, режиссёр спектакля.
Действие начинается с разговора городов-соседей, в ходе которого выясняется, что Тверь среди них самая старая, а Москва младше всего на 12 лет. Это не очень по-джентльменски подмечает Петербург. Однако Тверь в своём возрасте видит только хорошее и гордится пережитыми, богатыми на события, годами. О них и повествует актриса Галина Сергеева в образе столицы Верхневолжья. С какой любовью и трепетом она рассказывает зрителям обо всех значимых вехах в жизни родных мест. Неторопливо, но бодро, о серьёзном, но с юмором. Мы в восторге от такого перевоплощения, актриса без преувеличения прожила эту роль и вдохновилась ею, не оставляя безучастным и зрителя.
Разорительные набеги врагов, пожары, эпидемии холеры беспощадно веками опустошали город, губя в нём последние ростки жизни. Однако Тверь всякий раз оживала, конечно, не без помощи правителей-государей. Век Петра она вспоминает с особой благодарностью, ведь по приказу первого русского императора, в городе наконец-то появился мост, который по легенде возвели за три часа. Екатерина II спасла город после знаменитого пожара 1763 года, уничтожившего почти всю деревянную застройку. Государыня приказала начать каменное строительство трёхлучевой системы улиц подобно Риму, Версалю и Санкт-Петербургу. Тверь, конечно, похвасталась соседу, мол, смотри, как меня застроили. Но тот с ноткой зависти отметил, что красиво, “хотя у тебя люди помои выливают из окон, задумайся”. Обменявшись любезностями соседи продолжили мирно сосуществовать.
Интересно, к слову, что Москва в спектакле не представлена заклятым врагом Твери, как это принято считать. Здесь они скорее приятельницы, которые не ведут задушевных разговоров, но при этом поддерживают тёплые отношения друг с другом, не преминув иногда возможностью подшутить. Роль Москвы исполнила Надежда Мороз, столица у неё получилось яркой, озорной и, подметим, без короны на голове. Она одинаково любезна с обоими соседями, но к Петербургу у неё, конечно, особое отношение.
Он предстаёт в образе статного интеллигента, холодного в манерах и немногословного, но при этом не отталкивающего персонажа, знающего свою ценность и уникальность.
Да и в целом спектакль несёт правильную мысль, что каждый город неповторим и важен. Очень яркий акцент сделан на том, как соседи переживали и поддерживали друг друга в суровое для всех время войны, когда нет места любой конкуренции.
Завершается действие нынешнем временем под звучание песни Михаила Круга “Милый мой город” и восстановление одной из главных достопримечательностей города — Спасо-Преображенского собора. Лучшее время только впереди, верит Тверь, и мы вместе с ней.