Управление Россельхознадзора по Тверской и Ярославской областям в соответствии с Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1081, осуществляет государственный земельный надзор на основе риск-ориентированного подхода.
Риск-ориентированный подход предполагает, что контрольно-надзорная деятельность должна основываться на рисках и быть соразмерной им: частота проверок и используемые ресурсы должны быть пропорциональны уровню риска причинения вреда имуществу и здоровью людей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» установлено, что проведение в 2024 году внеплановых контрольно-надзорных мероприятий возможно при условии согласования с органами прокуратуры в случае выявления на земельных участках индикаторов риска нарушения обязательных требований.
Индикаторы риска – это установленные факты, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но создают высокую вероятность возникновения таких нарушений. Они играют важную роль и являются инструментом мониторинга и контроля, помогая выявлять негативные процессы на землях сельскохозяйственного назначения. Перечни индикаторов риска нарушения обязательных требований утверждены приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 18.06.2021 № 402*.
Управлением Россельхознадзора по Тверской и Ярославской областям при проведении выездных обследований в Тверском регионе наиболее часто выявляются индикаторы риска нарушения обязательных требований, связанные с зарастанием сельскохозяйственных угодий древесно-кустарниковой и сорной растительностью (п.3 Перечня).
За 9 месяцев 2024 года территориальным Управлением Россельхознадзора индикаторы риска выявлены на 212 земельных участках сельскохозяйственного назначения Тверской области, принадлежащих 73 хозяйствующим субъектам.
По данным фактам ведомством на согласование в прокуратуру направлено 71 решение о проведении на территории области внеплановых контрольно-надзорных мероприятий, основанием для проведения которых стали выявленные на землях сельхозназначения индикаторы риска.
Индикаторы риска, послужившие основанием для направления заявлений о проведении внеплановых проверок на согласование в прокуратуру, соответствуют установленным п. 2 и п. 3 Перечня (зарастание земель – 71, признаки негативных процессов, влияющих на состояние земель сельскохозяйственного назначения и уровень плодородия почвы – 10).
Прокуратурой согласовано 64 контрольно-надзорных мероприятия, проведено в отчетном периоде 46 внеплановых проверок (141 земельный участок) в отношении 48 правообладателей.
По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий возбуждены административные производства, нарушителям земельного законодательства выданы предписания об устранении нарушений обязательных требований земельного законодательства.