Услышал – бросай трубку: 10 фраз, которые сигналят о мошенниках

  • 23 апреля 2024, Вторник 10:00
  • 1234
Услышал – бросай трубку: 10 фраз, которые сигналят о мошенниках
Фото: Татьяна Мацкевич

С развитием новых технологий появляются и более изощренные виды мошенничества. Одно из последних изобретений – взламывать мессенджеры и рассылать голосовые сообщения от лица владельца аккаунта. Нейросеть копирует голос настолько точно, что распознать подвох практически невозможно.

Эксперты ПСБ рассказали, по каким типичным фразам и формулировкам можно вычислить мошенника.

1. «Одолжи мне три тысячи рублей»

Нейросети с легкостью учатся поддерживать любой разговор и могут взять на себя роль знакомого, друга, коллеги, начальника. При помощи искусственного интеллекта стало возможно легко подделывать чужой голос и даже видеоизображение. Но как только вы услышите «одолжи мне денег» – это стоп-сигнал. Прекращайте общение и сами перезванивайте собеседнику. Скорее всего, выяснится, что его аккаунт взломан, а деньги у вас просит мошенник.

2. «Вам звонит служба безопасности банка»

Банки не предупреждают о сомнительных операциях по сотовому телефону. Задача злоумышленников – запугать вас и не дать мыслить логически, поэтому они будут рассказывать легенды, торопить, нагнетать опасность, держать на линии, как на крючке.

Положите трубку и позвоните самостоятельно в ваш банк. Телефон горячей линии указан на обратной стороне банковской карты. Либо дойдите до ближайшего отделения банка.

3. «Проходит секретная операция – никому не сообщайте об этом»

Истории могут преподноситься по-разному, но суть одна: ваши деньги якобы пытаются украсть злоумышленники, вы должны помочь их поймать, и совершить для этого несколько действий. Например, снять деньги и перевести их на безопасный счет. Всё это делается «под большим секретом и контролем сотрудников спецслужб» по телефону.

Не вступайте в такие беседы и сразу бросайте трубку: никакие спецслужбы по телефону не привлекают людей к поимке преступников. Это возможно только лично, в кабинете уполномоченных лиц и при предъявлении документов.

4. «С вашего счета идут многочисленные переводы» или «Прямо сейчас на вас кто-то пытается оформить кредит – подтвердите, что это вы»

Звонящий представляется сотрудником банка, сообщает о незаконных транзакциях, которые идут с вашего счета. Строгий голос, угрозы полицией и штрафами – так начинается психологическое давление. Дальше — требования предоставить личные данные и данные по картам или счёту, чтобы последствий можно было избежать. Причем, в срочном порядке. Срочность – козырная карта аферистов, им важно, чтобы у человека не было времени на обдумывание и сомнения.

Ни при каких обстоятельствах не называйте по телефону кодовые слова, номера банковских карт и другие личные финансовые данные. Сотрудники банков никогда не запрашивают такую информацию.

5. «Чтобы сохранить ваши деньги от мошенников, нужно перевести их на безопасный счет»

Сотрудники банка никогда не предложат ничего подобного. Максимум – заблокируют перемещения по счету до тех пор, пока вы не придете в отделение банка с паспортом.

Прерывайте любые подобные звонки и самостоятельно перезванивайте по телефону горячей линии (указан на обороте банковской карты).

6. «С вами говорит следователь Иван Иванов, слушайте внимательно, не кладите трубку»

Уверенный, напористый голос липового майора, оперуполномоченного, участкового будет запугивать и нагнетать ужас. Важно, чтобы вы оставались на связи, не бросали трубку.

Настоящий следователь вызовет с повесткой к нему в кабинет по реальному адресу в вашем городе. Именно поэтому мошенники, как правило, говорят, что они в московском офисе. Настоящий сотрудник полиции в случае необходимости сам приедет к вам домой или на работу и покажет удостоверение, чтобы развеять сомнения.

Самая безопасная тактика — предложить вызвать повесткой по месту проживания. И положить трубку.

7. «Заканчивается срок действия вашего номера телефона – подтвердите свои данные»

Аферисты представляются сотрудниками сотовой компании, говорят, что срок действия вашего номера или SIM-карты истёк. Если не продлить – можно остаться без связи с родными. И дальше по классике: хотите продлить — назовите код из SMS, который сейчас придёт. Сразу – нет. Никакие коды из SMS сообщать нельзя.

Сотовые операторы не подтверждают данные клиентов по телефону – только лично, с предъявлением паспорта в салоне связи.

Если мошенникам удаётся выудить необходимые данные, то на пострадавших владельцев берётся микрокредит. Также можно потерять деньги на банковском счету, если мошенник в разговоре с вами пытается взломать ваш интернет-банк.

8. «Вы выиграли в благотворительной лотерее»

Вам сообщают, что вы выиграли приз в благотворительном розыгрыше. Чтобы получить приз, надо внести символическую сумму за конвертацию и налог. Присылают ссылку – она и помогает мошенникам обчистить банковскую карту доверчивой жертвы.

9. «Мама, я в беде, помоги!»

Невероятно живучая схема, и сейчас она переживает «вторую молодость». Мошенники звонят на стационарные телефоны, представляются родственниками (дети, внуки), говорят, что попали в трагическую ситуацию, стали жертвой или виновником ДТП. От мамы/папы/бабули нужна срочная денежная помощь, чтобы «следователь» не возбудил уголовное дело. За деньгами, как правило, приезжает посредник — курьер.

Положите трубку и наберите своего родственника — скорее всего, он будет очень удивлен, что с ним что-то не так.

10. «Проголосуй по ссылке за дочь/сестру/племянницу/друга»

Ссылки – ключ к вашим данным, аккаунтам и контактам. Перейдя по ссылке, вас может перекинуть на сайт, который потребует ввести личные данные, пароль, номер карты и так далее.

Лучший способ обезопасить себя — позвонить человеку, от которого пришло сообщение. Но ни в коем случае не переходить по сомнительной ссылке. Странная просьба плюс ссылка — это серьезный повод насторожиться.

  • Никому не сообщайте коды из SMS, особенно если их запрашивает человек, представляющийся сотрудником банка, — в этом случае звонящий точно мошенник!
  • Сотрудник банка никогда не спросит у вас данные карты (ее номер, срок действия, CVV-код на оборотной стороне). С такими вопросами обращаются только мошенники.
  • Пусть ваши пароли для входа в интернет-банк будут сложнее, чем 12345 или qwerty. И да, вы уже знаете, что сотруднику банка ваш пароль ни к чему.
  • Кодовое слово сотрудник банка запросит, только если вы сами позвонили в банк. Кто-то звонит и просит кодовое слово? Это мошенник!

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделись новостью с друзьями
Поделись новостью с друзьями:
Еще больше актуальных новостей о культурной жизни Твери читайте в нашем Телеграм-канале