Профилактические мероприятия будут проходить иначе с июля 2021 года

  • 26 марта 2021, Пятница 14:37
  • 4565
Профилактические мероприятия будут проходить иначе с июля 2021 года

Под государственным и муниципальным контролем (надзором) в Законе № 248-ФЗ понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, целью которой является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Достигается это за счет профилактики нарушений, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления нарушений, их пресечения и устранения последствий допущенных нарушений.

Цель принятого закона – устранение недостатков действующих норм, регулирующих сферу проверок, а также снижение количества проверок.

Переняв некоторые положения из действующего ныне федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее-Закон № 294-ФЗ), новый закон вносит ряд нововведений, в том числе в части проведения профилактических мероприятий.

В Законе № 248-ФЗ содержится прямой запрет на оценку результативности и эффективности деятельности по количеству проведенных контрольно-надзорных мероприятий, выявленных нарушений и привлечений к административной ответственности, что должно способствовать избавлению от так называемой палочной системы, то есть привести к сокращению проверок и наложенных штрафов. Также Закон № 248-ФЗ закрепляет приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным.

Перечень профилактических мероприятий содержится в Главе 10 «Профилактические мероприятия» раздела IV «Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, независимая оценка соблюдения обязательных требований».

Глава 10. Профилактические мероприятия

Статья 44  Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

Данной статьей предусмотрено ежегодное утверждение Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, содержащей перечень профилактических мероприятий, сроки и периодичность их проведения.

Задача Программы состоит в том, чтобы стимулировать добросовестное соблюдение землевладельцами обязательных требований, создать условия для повышения их информированности, способствовать устранению причин и условий, способствующих совершению нарушений обязательных требований.

Профилактические мероприятия, предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда, являются обязательными для проведения контрольным (надзорным) органом.

Статья 45 Виды профилактических мероприятий

Данной статьей предусмотрены следующие виды профилактических мероприятий:

1) информирование;

2) обобщение правоприменительной практики;

3) меры стимулирования добросовестности;

4) объявление предостережения;

5) консультирование;

6) самообследование;

7) профилактический визит.

Законом № 248-ФЗ установлено, что профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе.

Статья 46 Информирование 

Статьей установлен порядок информирования контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований

Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет», в средствах массовой информации, а также на прочих информационных порталах.

В частности, контрольным (надзорным) органом размещаются и поддерживаются в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети «Интернет»:

— тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сведения о внесенных в них изменениях;

— перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований;

— утвержденные проверочные листы в формате, допускающем их использование для самообследования;

—  руководства по соблюдению обязательных требований;

—  программа профилактики рисков причинения вреда;

— сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;

— доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа;

— информация о способах и процедуре самообследования, в том числе методические рекомендации по проведению самообследования, а также иные сведения,  предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 47 Обобщение правоприменительной практики

Обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:

— обеспечение единообразного подхода к применению обязательных требований;

— выявление типичных нарушений обязательных требований, причин и условий, способствующих возникновению нарушений;

— анализ случаев причинения вреда охраняемым законом ценностям;

— подготовка предложений об актуализации обязательных требований и предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации.

По итогам обобщения правоприменительной практики контрольный (надзорный) орган обеспечивает подготовку доклада о правоприменительной практике  и обеспечивает его публичное обсуждение.

Доклад о правоприменительной практике размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет».

Статья 48. Меры стимулирования добросовестности

Для мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований контрольные (надзорные) органы проводят мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц, то есть  меры стимулирования добросовестности.

Соответствие контролируемого лица критериям добросовестности оценивается за период от 1 года до 3 лет в зависимости от категории риска, к которой отнесены деятельность контролируемого лица или производственный объект.

Информация о применяемых контрольным (надзорным) органом мерах стимулирования добросовестности контролируемых лиц, порядок и условия применения соответствующих мер, в том числе методики и критерии оценки добросовестности контролируемых лиц, размещаются на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет».

Статья 49. Объявление предостережения

В части выдачи предостережений Законом  248-ФЗ предусмотрено, что в случае принятия контрольным (надзорным) органом решения об объявлении контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований одновременно с указанным предостережением контролируемому лицу в целях проведения им самообследования соблюдения обязательных требований направляется адрес сайта в сети «Интернет», позволяющий пройти самообследование соблюдения обязательных требований.

Статья 50. Консультирование

Статьей предусмотрено, что контрольный (надзорный) орган дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Консультирование осуществляется без взимания платы посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.

Информация, ставшая известной должностному лицу контрольного (надзорного) органа в ходе консультирования не может использоваться контрольным (надзорным) органом в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделись новостью с друзьями
Поделись новостью с друзьями:
Еще больше актуальных новостей о культурной жизни Твери читайте в нашем Телеграм-канале