МТС, цифровая экосистема, представила исследование мирового и российского рынков ИИ-агентов. По прогнозу экспертов, уже к 2030 году пользователи будут выполнять до 90% повседневных действий с их помощью. Это приведет к переходу от привычного выбора к модели делегирования, когда искусственный интеллект начнет действовать от лица человека.
Ключевые изменения произойдут в сфере покупок, платежей и обслуживания. Если в 2025 году пользователь сам следит за своими потребностями и использует ИИ как продвинутый поисковик для анализа вариантов, то к 2030 году искусственный интеллект будет проактивно определять потенциальные нужды. На основе данных с маркетплейсов, умных устройств и календаря ИИ-агенты смогут искать оптимальные предложения, сравнивать цены, автоматически использовать купоны и отслеживать скидки. Прогназируется, что через несколько лет искусственный интеллект сможет определять бюджет, предпочтения и ограничения.
Логистика и постпродажное обслуживание также перейдут под полный контроль агентов. Они будут автономно выбирать способ и время доставки, учитывая местоположение и расписание пользователя, отслеживать заказ в реальном времени и вести коммуникацию со службами доставки. Кроме того, уже после покупки технология сможет автоматически отслеживать сроки гарантии, напоминать о необходимости обслуживания или замены товара.
К 2030 году ИИ-помощники станут не просто инструментами, а полноценными цифровыми партнерами, способными предугадывать потребности пользователя и помогать ему принимать решения на основе анализа данных.
Исследование проведено командой Research & Insights Центра стратегии цифровых продуктов МТС. Методология включала кабинетный анализ данных об инвестициях венчурных фондов, бигтехов и государственного финансирования, а также серию экспертных интервью с ведущими российскими и международными специалистами.



