
У каждого бывают ситуации, когда требуется консультация юриста. Но не у всех есть возможность ее получить. Постараемся это исправить. В рубрике газеты «Тверские ведомости» читатели могут задать вопросы адвокату, преподавателю юридического факультета ТвГУ Алексею Воронину.

В парикмахерской мастер не учел мои пожелания и подстриг волосы неаккуратно. Можно ли вернуть деньги за стрижку, если не понравился результат?
– Случается, что после посещения парикмахерской или салона красоты результат оставляет желать лучшего. Неаккуратная стрижка, неровный цвет, испорченные волосы – что делать в такой ситуации? На этот вопрос нам дает ответ Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей».
Согласно статье 29 данного Закона, если услуга (в данном случае – по стрижке волос) оказана некачественно, у вас есть выбор из нескольких вариантов поведения. Так, потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
- соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
- повторного оказания услуги;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или силами третьих лиц.
Неаккуратно подстриженные волосы надлежит расценивать как результат оказания услуги ненадлежащего качества.
Для урегулирования сложившейся ситуации рекомендуется обратиться к исполнителю с письменной претензией. Составьте претензию на имя салона, подробно описав ситуацию, указав дату оказания услуги, что именно вас не устроило, какое из вышеперечисленных требований вы выдвигаете. Это станет официальным подтверждением вашего обращения и может помочь в дальнейшем. Документ необходимо либо вручить лично в руки представителю салона с отметкой о вручении, либо направить по почте ценным письмом с описью вложения.
Если внесудебное урегулирование спора не увенчалось успехом, целесообразно обратиться с исковым заявлением о взыскании денежных средств. При этом допустимо заявить требования и о взыскании штрафа в размере 50% от цены иска, морального вреда, судебных расходов. Подать иск можно как по месту нахождения исполнителя, так и по своему месту жительства (при цене иска до 100 тыс. руб. – мировому судье, свыше данной суммы – в районный суд). При этом важно представить все возможные доказательства: фотографии до и после стрижки, переписки с исполнителем, документы об оплате. Допустимо использование свидетельских показаний.
В магазине нечаянно разбил банку с огурцами, когда доставал товар с полки. Охранник потребовал, чтобы я заплатил, пришлось оплачивать так называемую покупку. Прав ли сотрудник магазина?
– Многие покупатели ошибочно полагают, что если они случайно повредили товар в магазине до оплаты, то обязаны возместить его стоимость. Однако это не всегда так. С одной стороны, согласно статье 211 Гражданского кодекса Российской Федерации риск случайной гибели или случайного повреждения имущества лежит на его собственнике. С другой, вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (статья 1064 Кодекса).
Таким образом, пока товар не оплачен на кассе, собственником товара является магазин. Далее всё зависит от конкретных обстоятельств ситуации.
Если вы разбили банку, поскользнувшись на скользком полу, все вопросы надлежит адресовать к уборщику магазина. При загромождении прохода или размещении стеллажей слишком близко друг к другу ответственность за причинение имущественного ущерба также должен нести магазин. Исходя из требований ГОСТ Р 51773-2009, СНиП 31-06-2009 ширина прохода при торговой площади до 100 м должна составлять не менее 1,4 м, от 101 до 150 м – не менее 1,6 м, от 151 до 400 м – не менее 1,8 м, свыше 400 м – как минимум 2,2 м. Аналогичным образом вы не можете отвечать за ущерб в ситуации, когда полка заставлена товаром до такой степени, что, потянувшись за одной банкой, невозможно не уронить другую.
Конечно, речь идет о порче имущества именно по стечению обстоятельств. Если же покупатель намеренно испортил товар или товар выпал из рук покупателя по причинам, напрямую связанным с его действиями, то именно покупатель будет обязан возместить ущерб.
Что необходимо делать, если имущество повреждено? Прежде всего, пообщаться с уполномоченным представителем магазина (администратором или руководителем). Нужно объяснить ситуацию, совместно осмотреть место происшествия. В случае несогласия представителя магазина с вашими доводами следует потребовать предоставить записи с камер видеонаблюдения.
Объем и стоимость ущерба необходимо согласовывать только в письменном виде – путем составления соответствующего акта. Допустимо осуществлять фото- и видеосъемку. При этом следует учитывать, что людей можно снимать только с их согласия. Если договориться мирно не получается, оставьте свои контакты представителю магазина и покиньте помещение. Действия охранника, связанные с принуждением вас к оплате или оставлением вас в помещении, не могут расцениваться как правомерные. В случае оказания на вас давления следует вызвать сотрудников полиции. На вашей стороне статья 203 Уголовного кодекса Российской Федерации.