С 21 по 25 сентября в Твери и Тверской области проходило главное культурное событие региона – XVII Всероссийский фестиваль исторического кино «КиноВЕЧЕ» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Правительства Тверской области. Одной из его площадок стал Всероссийский историко-этнографический музей в Торжке. Подробнее в материала портала «Тверские ведомости«.
В гостинице Пожарских представили фильмы, которые не так-то просто найти в прокате. Редкие ленты из архивов Госфильмофонда, немое кино 1910-1913 годов. Музыкальный киносеанс «Пушкиниана» напоминает и о предстоящем пушкинском юбилее, подготовка к которому уже началась, и о 150-летии одного из первых русских кинорежиссеров Петра Чардынина, которое отметили в феврале этого года. Вниманию зрителей были представлены киноленты, без преувеличения, вошедшие в историю русской культуры: «Русалка» (1910), «Пиковая дама» (1910) и «Домик в Коломне» (1913). Автор последних двух – Петр Чардынин. По его работам можно проследить, как зарождался русский кинематограф: до 1917 года Чардынин успел поставить около 200 фильмов, из которых сохранилось только 34.
Зрители не только увидели уникальное кино, но и услышали неповторимую музыку в исполнении пианиста – тапера Госфильмофонда России Сергея Аксенова.
– Я рад играть в гостинице Пожарских, в стенах, принимавших всю русскую культуру. Для меня это новый опыт, я привык работать в кинотеатрах, глядя на большой экран, атмосфера музейного зала – иная. Но я постараюсь передать дух не только времени расцвета немого кино, но и пушкинской эпохи, – заметил Сергей Аксенов.
Многие зрители были удивлены: разве такая профессия, как тапер, существует по сей день, а не осталась только в книгах и фильмах? Какова задача тапера в XXI веке?
– Создавать атмосферу. На самом деле эта профессия никогда и не уходила в прошлое. Я уже 20 лет работаю в кинотеатре «Иллюзион» Госфильмофонда. А в последние годы наблюдается волна интереса к истории, к культурной традиции, в том числе и к немым фильмам. Так что роль тапера – музыканта, вживую сопровождающего действие на экране, музыканта-иллюстратора, сегодня вполне актуальна, – рассказал Сергей Владимирович.
Он поделился: работа тапера – это всегда экспромт. Ведь цель музыкального сопровождения – передать не только эмоциональную сторону происходящего на экране, но и атмосферу зрительного зала, а она каждый раз разная.
– Надо постоянно смотреть на экран, следуя изображению, и не терять из виду аудиторию, чувствовать настроение, моментально реагировать. Иногда бывает, что фильм сопровождается определенным классическим репертуаром. Но это уже будет не таперская игра, а академическая, тапер же постоянно импровизирует. Играя в этом легендарном зале, испытал такие эмоции, как обещание, ожидание новой встречи. Гостиница Пожарских оставляет сильное впечатление, а аудитория Верхневолжья очень чуткая. Я надеюсь еще не раз сюда приехать, – поделился музыкант.
Он отмечает: неудивительно, что немое кино сегодня переживает второе рождение. Это уникальный вид искусства, где диалог со зрителем ведется жестом, мимикой и музыкой.
– Это развитие души, эмпатии, способности понимать без слов… И потому пересматривать старые фильмы можно бесконечно, – замечает Сергей Аксенов.
– Закономерно, что пушкинская тематика включена в программу Всероссийского фестиваля исторических фильмов. Без Александра Сергеевича невозможно представить не только русскую литературу, но и русскую культуру во всех ее проявлениях – кинематограф, музыка, театр. И замечательно, что именно гостиница Пожарских стала местом встречи пушкинских сюжетов и мастерства первых русских кинорежиссеров. Это не только погружение в дореволюционную эпоху, это также и связь поколений, шаг к возрождению традиций, которые помним мы и наши родители, ведь в советские годы в этом здании проходили киносеансы. И мы готовы к дальнейшим творческим экспериментам в этом направлении, – отметила директор ВИЭМ Ирина Жукова.