Вот честно – я очень волновался. Нет, не за саму экскурсию. Белую Троицу, церковь, которая поверхностно известна в Твери многим, но далеко не многим — глубоко. Я, слава Богу, могу показывать и час, и два, и больше. Вопрос стоял – а насколько это интересно. Ведь подобные экскурсии всегда вызывают у постороннего человека что-то сродни удивлению. Неужели, доводилось мне слушать, вы что-то интересного можете рассказать про церковь? Ведь все церкви одинаковы, это же все знают. Сверху крест, снизу лавочка, посередине что-то там, мне не интересно, потому что это все сказки.
Конечно, для таких людей, которые так воспринимают церковь, мне сказать нечего. Но много других, кто ходит в церковь, ходит на службы, но никогда не задумывался – а что в церкви интересного. И ведь это проблема. Проблема в том, что церковь стала для современного человека чем-то привычным и даже обыденным. Ушла та стенка, которая отделяла эту область от остального мира в советскую эпоху. А я помню, с каким жгучим любопытством валом валил в церковь народ в 1990-е, как стремились люди узнавать, спрашивать, жить в этом, наконец. И как мало можно было тогда узнать – не хватало книг, образованных батюшек, иконописцев, реставраторов, да просто грамотных церковных людей.
Теперь не так. Нет проблем ни с какой из перечисленных категорий (разве что реставраторов бы побольше и получше). Но зато нет и тех людей. И поэтому, когда предлагаешь экскурсию в формате «два часа по старинному храму», никогда нет уверенности, что это именно то, что современный человек готов слушать.
А оказывается, что готов. И это здорово.
Я проводил такие экскурсии в Белую Троицу в прошлом году, ко мне приезжали из Москвы, самостоятельно и на машинах, приезжали художники и искусствоведы. И очень благодарили. Приходили коллеги-экскурсоводы, что тоже понятно. Я понимал, что таких людей у меня в друзьях в сети не бесконечно. Посмотрят они – и достаточно. Но нет. Очень приятно, что и теперь люди приезжают и приходят, приходят тверские жители, которым просто интересно, которым в радость посмотреть на выдающиеся произведения искусства, собранные в храме.
С церковной стороны может быть некоторое недоумение: храм – это ведь храм. Это то место, где звучит молитва, где есть определенная атмосфера. Это так, и это никуда не денется. Больше того, я уверен, что молитва-то и делает храм таким притягательным местом, где просто хорошо быть, и в храме некоторая первоначальная робость (она всегда есть в любой экскурсии) быстро преодолевается, и начинаешь говорить складно, по делу и понятно для слушателей. И после собственно рассказа всегда есть возможность побыть в храме еще столько, сколько тебе хочется.
Белая Троица – довольно счастливый храм. Хотя за двадцатый век он утратил многое из своей старины, хотя несколько самых старых икон XVI века разошлись по центральным и тверским музеям, да что икон – целый старинный иконостас в приделе исчез почти без следа – и все-таки уцелело так много, что рассказывать можно здесь примерно как в музее. Даже ненадолго останавливаться у некоторых (какое там всех!) икон – и вот уже времени почти нет, и надо переходить к другим частям храма, рассказывать о его архитектуре, о том, чего здесь нет, но что можно увидеть, если пойти в тот или иной государственный музей.
…Вот здесь у нас вещи XVII века, вот здесь уникальный комплекс середины XVIII-го, а здесь XIX-й, но такой, какого в России очень и очень немного. И это только часть сокровищ…
Ах, если бы у нас в городе таких храмов было хотя бы два! Но, к сожалению, второй не закрытый в 1930-х годах храм был на Соминке, в 1964 году он был закрыт и разрушен.
И если хотя бы парочка храмов сохранились как музейные площадки… Увы, таких нет в Твери ни одного, хотя еще в 1980-х под музей рассматривался (и вполне мог бы им стать!) Успенский собор Отроч монастыря. И для того, чтобы увидеть что-то сохранное историческое в интерьере, теперь надо выехать из города – и довольно далеко.
Тем ценнее Белая Троица – это один из примерно пяти храмов, которые уже до революции (и в начале 1920-х еще!) рассматривались в Твери как выдающие памятники искусства, которые надо было сберечь целиком (еще были Спасо-Преображенский собор и собор Отроч монастыря, Ильинская и Сретенская церкви). Из этих четырех храмов не то, что целиком сохранять, а три были вообще в 1930-х годах уничтожены. Такая вот безумная была эпоха.
А Белая Троица уцелела.
И теперь туда можно водить экскурсии.
И я их туда вожу. Иногда. Не очень часто. Но стараюсь это делать регулярно. Или можно отдельно собраться и договориться, за что особая благодарность настоятелю, отцу Агапиту (Евдокимову), постоянно служащему священнику Борису Жолобову, и всем служащих храма, неизменно доброжелательным и вежливым.
И хотелось бы, чтобы этот хороший опыт сотрудничества был у нас не только в Твери. И, надеюсь, так и будет.