Тверской психолог рассказала, как помочь детям пережить карантин

  • 31 марта 2020, Вторник 21:44
  • 3271
Тверской психолог рассказала, как помочь детям пережить карантин

Пандемия значительно изменила нашу жизнь. Самоизоляция – несвойственное человеку состояние, даже, можно сказать, противное – стала обязательной. О психологических аспектах непривычных условий и о том, как в них жить, рассказала педагог-психолог тверской гимназии №12 Елена Жебраэль корреспонденту «Тверских ведомстей».

– Условия самоизоляции, которые мы все, так или иначе, испытываем на себе, расширили наш опыт. Когда находишься слишком тесно на одной территории с другим человеком, даже близким, возникает множество психологических проблем, – считает Елена Жебраэль. – Неизбежно сокращается личное пространство, и это не так легко пережить: усиливающиеся сложности в отношениях решить естественным образом, то есть на время уйти, нельзя. Острота психологического состояния усугубляется и ощущением надвигающейся катастрофы, характерной для людей мнительных. Крайняя повышенная тревожность, которую вызывают неопределенность ситуации, неуверенность в будущем, может спровоцировать у них панические атаки.

Другая значительная группа людей в кризисных ситуациях демонстрирует на удивление безответственное поведение. К счастью, немало тех, кому свойственна адекватность реакции на происходящее. Они пытаются реально оценивать события, не дают увлечь себя потоку непроверенной информации, умеют относиться к ней обдуманно.

У людей разные взгляды на жизнь и особенности психики. К разумному балансу между пофигизмом и супертревожностью каждый приходит сам.

Что могут психологи посоветовать людям, особенно ведомым? Заботиться о психическом состоянии близких и родных, соблюдать информационную гигиену: смотреть, слушать, читать обо всем, что касается пандемии, только на официальных сайтах и не более одного раза в сутки. Не отправлять друзьям шокирующие новости из непроверенных источников. Информационное поле структурируют не только СМИ – мы сами, так или иначе, несем за него ответственность. Не стоит забывать и привычные рекомендации: высыпаться, выполнять физические упражнения, сохранять оптимистическое, философское отношение к действительности.

В период карантина особенное внимание надо уделять детям. Они очень зависят от ситуации в семье, от настроения родителей, разговоров, которые те ведут. Детские психологи настаивают на том, что все проблемы надо обсуждать за закрытыми дверями: не все, что говорят взрослые, можно слушать детям. Но родители пропускают мимо ушей эти рекомендации – как раньше они постоянно оценивали учителей и их способы преподавания, так сейчас без конца пережевывают разнообразные слухи и домыслы.

– Детсады, кружки и школы чрезвычайно важны для того, чтобы структурировать жизнь детей, разгружать взрослых, придавать смысл существованию, понижать конфликтность в семье. В новых условиях родителям приходится каждый день решать задачу, чем занять ребенка. Не надо надеяться, что он сам справится с этим, здесь нужна забота старших. Однако часто они находят быстрый выход: дают детям гаджеты. Ребята круглосуточно пребывают в виртуальной реальности, что, конечно же, не хорошо, – уверена психолог. – Сейчас, во время карантина, неплохо бы всем членам семьи вместе обдумать режим младшего поколения – время подъема, обеда, начала занятий. Закончатся каникулы, начнется дистанционное обучение. Оно будет проходить, по крайней мере, в нашей гимназии, в соответствии с расписанием школьных занятий. И здесь родители должны следить за тем, чтобы ребенок не пропускал уроки.

Режим нужен еще и для того, чтобы дисциплинировать себя, контролировать свои эмоции. Если есть шероховатости в отношениях, при более плотном общении на них смотришь как через лупу. Все неровности начинают проявляться и вызывать раздражение партнера или родителя.

– Учителя и дети учатся жить в новых условиях. В провинции педагоги поставлены в трудные условия, потому что школы технически еще не подготовлены к переходу на массовое дистанционное обучение. Здесь еще только пытаются освоить новые методы. Студенты вузов хорошо отзываются о виртуальной системе получения знаний, но в средней школе еще делаются первые шаги. Да и процесс этот намного более сложный. Ведь учеба предполагает не только формат лекции. Как вовлечь ребят в коллективную работу? Сколько учеников будет на видеоуроке? Как сделать так, чтобы никто не выпал из процесса? Вопросов много. Но я уверена, что педагоги справятся: пришло время приобретать другие компетенции. Пришло время и некоторым родителям стать более ответственными, пересмотреть отношение к своим детям, прийти к пониманию, что если не будут принимать участие в их обучении, у педагогов ничего не получится.

Человечество стоит на пороге новых возможностей: каждый из нас будет вынужден осмыслить свое отношение к жизни, близким, всему миру. Этот период перетряхнет личные взаимоотношения, изменит, обострит и доведет до кризиса или – улучшит их до полного взаимопонимания, что позволит легче пережить подростковый период. В любом случае, как прежде, уже не будет.

Марина БУРЦЕВА

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделись новостью с друзьями
Поделись новостью с друзьями:
Еще больше актуальных новостей о культурной жизни Твери читайте в нашем Телеграм-канале