
У вас есть крутая идея, но нет денег на ее реализацию? А краудфандинг пробовали?
Это мудреное английское слово на русский можно перевести как «коллективное финансирование». Собственно, такая форма сбора средств была известна даже нашим прапрабабушкам, только называлась тогда складчиной. Вскладчину, например, можно было храм построить (зачастую не только конкретный приход деньги сдавал, но и целая губерния), или общий праздник провести (достаточно было жителям одной деревни или даже одной улицы скинуться).
Собственно, принцип так же и сейчас работает. Только для сбора денег больше не надо посылать глашатаев – цифровизация значительно упростила процесс. Сейчас любой писатель или поэт может объявить сбор на свою новую книгу путем краудфандинга.
В России для этого есть даже специальная платформа, называется Planeta.ru. Ее, к слову, запустили практически одновременно с западными аналогами. Создатели заверяют, что каждый третий объявленный сбор – успешный.
Впрочем, есть и другие инструменты для краудфандинга, тоже цифровые. К примеру, через сайт РВИО жители Тверской области и других регионов России собирали деньги на строительство Ржевского мемориала Советскому солдату. Общая сумма пожертвований, по данным Фонда добра проекта «Мой гектар», составила 271 млн руб. И это сократило сроки возведения памятника, в который вкладывались также средства из регионального и федерального бюджетов.
Больше 150 млн рублей через краудфандинг собрали на восстановление Спасо-Преображенского собора в Твери, таким же путем аккумулировали пожертвования на реконструкцию Борисоглебского монастыря в Торжке и Житенного монастыря в Осташкове. Конечно, финансирование идет и через сайт епархии, и через бюджеты разных уровней. Но без денег, собранных самими жителями, мы не увидели бы результат так скоро.
Бизнес подхватил идею
Малый и средний бизнес тоже использует краудфандинг. В условиях высокой ключевой ставки кредиты, предоставленные банками, очень дорогие. Не каждый предприниматель готов возвращать долг и выплачивать «драконовские» проценты. Ведь оборудование, на которое он потратил заемные деньги, еще в работу запустить надо, процессы наладить – прибыль не сразу получишь. Вот и ищут альтернативу.
– Популярность краудфандинга как альтернативного метода финансирования растет среди малого и среднего бизнеса региона. Он становится важным инструментом для стартапов и действующих предприятий, позволяя привлекать средства без традиционных кредитных механизмов. Деньги могут быть взяты в долг или обменены на долю в бизнесе, продукты или услуги, – пояснила Александра Коновалова, эксперт тверского отделения Банка России. – Привлечь средства для реализации идеи или проекта можно через операторов инвестиционных платформ. При этом в первую очередь нужно убедиться, что инвестиционная платформа состоит в реестре Банка России.
Чаще всего к краудфандингу прибегают социальные предприниматели. Многим жителям Твери хорошо знаком центр современной культуры «Рельсы». Финансирование на его оборудование и открытие собирали с помощью фандрайзинговой кампании. Собранная сумма превысила ожидания – больше 600 тысяч рублей за два месяца. Было это в далеком уже 2020 году. С тех пор популярность краудфандинга заметно выросла.
Сборы бьют рекорды
За первый квартал 2024 года с помощью коллективного финансирования компании Тверской области привлекли на свои проекты больше 27 миллионов рублей. А за первый квартал этого года сумма уже превысила миллиард (!) рублей. Это почти в 38 раз больше, чем год назад.
Такую эффективность эксперты объясняют желанием граждан почувствовать свою причастность к какому-то большому делу, проекту. Доверие вызывает и прозрачность финансовой модели, что является одним из основных принципов краудфандинга.
Объем финансирования за год вырос, а число активных предпринимателей, привлекающих краудфандинговые инвестиции, наоборот снизилось – с 20 до 16. Но это по-прежнему исключительно представители малого и среднего бизнеса.
В Центральной России такие же тенденции. В январе–марте объем краудфандинговых инвестиций в регионах ЦФО вырос на 41% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составил почти 8 млрд рублей. Из них 78% пришлось на компании малого и среднего бизнеса. Это данные Центробанка.
Активнее всего к краудфандингу обращались предприниматели в московском регионе, Тверской, Тульской и Воронежской областях. Причем наш регион обеспечил около 13% от общего объема краудфандинговых инвестиций в ЦФО.
В первом квартале этого года 97,5% привлеченных тверским бизнесом средств пришлось на краудинвестинг – инвестирование через эмиссионные ценные бумаги. Годом ранее все средства привлекались путем краудлендинга, предоставления займов, – за год объем полученного таким образом финансирования составил 25,5 млн рублей.
1 млрд рублей привлекли за первый квартал 2025 г. компании Верхневолжья с помощью краудфандинга.
По закону, все платформы, которые занимаются краудлендингом, краудинвестингом и краудфандингом с нефинансовым вознаграждением, обязаны состоять в реестре Банка России. Это требование не распространяется только на площадки благотворительного краудфандинга.
Подробнее о том, как привлечь деньги с помощью коллективного финансирования, можно узнать на сайте fincult.info.