Татьяна Москвина: «Хочу проехать с ветерком по Тверской области»

  • 28 апреля 2020, Вторник 09:10
Татьяна Москвина: «Хочу проехать с ветерком по Тверской области»

Вслед за мужским вышел женский номер  журнала «Тверьлайф». Это специальный тематический выпуск.

Рубрика «Гость номера»

Кто не читал книги Татьяны Москвиной, неужели в нашей стране еще остались такие люди? А тем, кто читал, не нужно объяснять, кто такая Татьяна Москвина – литературный и театральный критик (может, лучший в нашей стране), публицист и журналист, ведущий собственной программы на радио «Культура», интереснейший собеседник – а еще, оказывается, автомобилист. Кажется, никто еще не говорил с Татьяной Владимировной об автомобильной стороне ее жизни – хотя сама она подробно рассказала об этом в своей новой книге «Бабаза ру». Татьяна Владимировна согласилась ответить на вопросы «Тверьлайф».

— В вашей новой книге «Бабаза ру» подзаголовок «Проза о женщинах, которые рулят», и есть там такой фрагмент: «Я полвека была пассажиром, покорным и смиренным пассажиром, я смотрела на водителей как на существ диковинных, словно с другой планеты, мне казалось, что вождение — это недоступный мне навык, что им владеют избранные, наделённые некими сверхъестественными санкциями. И даже девчонки за рулём не колебали это убеждение — они сами, возможно, и не были избранными, но санкция снизошла на них от тех, кто купил им эти драгоценные, сверкающие элегантными боками машины. Это не для меня! А оказалось — очень даже для меня». Вы давно водите машину? Как началась ваша автомобильная жизнь?

— Поскольку я хронически мотаюсь между Петербургом и Москвой, училась я вождению долго и муторно, однако дело довела до конца, то есть — до начала моей vita nuova avtomobilistiko. Машину я вожу с 2011 года, права человека получила в июле, а свой первый автомобиль «Chevrolet Spark», который задушевно описан в моей книге, приобрела в октябре. Кстати сказать, помог мне в покупке машины мой друг, матерый водитель и писатель Павел Васильевич Крусанов! А на покупку шевроленка пошел гонорар, полученный мной за повесть «Преступление солнца», которую приобрела одна кинокомпания и даже потом произвела по ее мотивам мелодраму «Солнецеворот»… Так что в «Бабаза ру», в ту часть, где осмысляется конкретный опыт вождения, особенно в «Бабазбуку», много вложено личного опыта. Но, конечно, алхимически преображенного, потому как сочинение-то все ж таки более-менее юмористическое. А на дороге смеешься далеко не каждый день.

Я не заядлый автомобилист, езжу не часто и не далеко, но немало развлечена этим прибавлением своего жизненного пространства и расширением области свободной воли. Конечно, чтобы сесть за руль в 53 года, требуется некоторая храбрость, а дебютировать в художественной литературе в 46, как я, — что, разве храбрость не нужна? Надо будет еще что-нибудь учудить и отчебучить. Обдумываю. Я, в конце концов, родилась на свет для того, чтобы проявить на свободе все особенности своего духа, а не для того, чтобы покорно воплощать чьи-то стереотипы. Страшно? Да, страшно, но ничего нет страшного в том, чтобы иметь страхи, если ты их преодолеваешь. Как я села первый раз за руль своей машины и проклинала сама себя за трусость, обливаясь потом и ругаясь матом, но потом все-таки поехала, рванула, стартовала — это все описано в книге. Я правдивый писатель.

Татьяна Москвина: «Хочу проехать с ветерком по Тверской области»

— Позвольте еще одну цитату из «Бабаза ру»: «Не разбираетесь в механике, не понимаете устройство автомобиля? А я что, понимаю, по-вашему? Знать ничего не знаю и не желаю знать — на то есть специалисты, и все они мужчины, помните, автослесарей-женщин никто из нас не видел в глаза. Правильно, автомир — это их мир, но мы в этом мире тоже присутствуем пока что на правах меньшинства». Как себя чувствует женщина за рулем в мужском мире? Вас не напрягает необходимость обсуждать автомобильные темы, замену зимней резины на летнюю, страховку и т.д? Судя по книге, ее героине это дается непросто.

— Ничего особенно трагического в положении женщины за рулем в мужском мире нет, поскольку женщин-водительниц все прибывает, дороги и инфраструктуры автомобильные улучшаются, и, кроме того, «все возможно для человека с интеллектом», как говорила секретарша Верочка в «Служебном романе». Просто надо было раньше решиться, лет в 35. Но я тогда себя не представляла за рулем в принципе, мысль не приходила даже в голову, потому что никто в семье не водил, никто и никогда. Оказалось, что мир вождения не заключает в себе ничего ужасного, недоступного, предназначенного только для избранных. Ограничений принципиальных совсем немного — да, бывают психологические трудности, но вообще-то любой вменяемый человек может сесть и поехать. Кстати, мужчины на дороге смотрят на меня скорее с симпатией —  потому что по мне отчетливо видно, что на машину я заработала сама, а таких персонажей обычно уважают. Страховку оформить несложно, резину меняют специальные люди, ремонтом занимаются мастера — а нам-то какие проблемы? Правильно, денег на все на это заработать честным трудом, чем я и занимаюсь.

—  Ваша героиня называет себя в одном фрагменте «антивиртуоз парковки». Почему, скажите, женщины в массе своей паркуются хуже и дольше мужчин, как разгадать эту загадку?

—  Разница между мужским и женским интеллектом существует, но она не в том, что кто-то сильнее или слабее кого-то. Породу слабых, глупых, нежных женщин мужчины вывели специально, как комнатных собачек, ничего подобного в природе нет, посмотрите на высших млекопитающих — самки равны самцам и по силе, и по уму. Дело в особенностях интеллекта. Пока что у женщин и мужчин разное восприятие и ощущение пространства. Я не могу сказать точно, в чем разница, но ведь она несомненно есть. Отсюда проблемы с парковкой. Пока что! Женщины продолжают эволюционировать, и очень может быть, что вскорости изменится их ощущение пространства, а значит, изменится и способность парковаться.

— А сейчас у Вас есть возможность сказать все, что хотите, о том, как мужчины ведут себя на дороге. И как вам российские дороги? Говорят, в последние пару лет они становятся лучше – нацпроект «Безопасные дороги» работает. Вы согласны с этим?

— Проблема культуры поведения за рулем — это, разумеется, часть общей проблемы культуры поведения в обществе. Нашего поведения в нашем обществе… Я сама — далеко не идеал. Однако рьяное и тупое самоутверждение на дороге мне все-таки чуждо. Я не буду пылить по обочине, чтобы обогнать поток. Я никого никогда не подрезаю. Я не хочу показать, какой я лихой водитель и какая у меня дорогая тачка. Вот ничего этого мне не надо! Я ни с кем не соревнуюсь и не состязаюсь. Меня не напрягает необходимость тормозить перед пешеходом. Я без труда подчиняюсь правилам и уважаю знаки. О’кей, вы все бесконечно выше, лучше, сильнее, круче меня, так подите вон из моего поля зрения и моего сознания. Состязайтесь между собой. Мне в вашем сумасшедшем доме, который вы устроили из Божьего мира, надо выжить. И доехать, куда надо. И я выживу и доеду, потому что я хитрая, смышленая и смекалистая.

Так сложилась моя жизнь, что по-настоящему ужасных дорог я почти не видела, мотаясь по Петербургу и его окрестностям. Лишь однажды, когда мы с друзьями отправились в путешествие вокруг Онежского озера, я поняла, какая у нас в отечестве полосатая действительность. Если бы я была настоящим большим начальником, я учредила бы спецкомиссию, которая бы ездила повсюду и по состоянию дорог сразу определяла, сколько воруют в той или иной республике или области. Кошмарней всего тогда (2014 год) дороги были в Карелии. Чуть лучше — в Вологодской области. И еще лучше — в Ленинградской. Но руководство Карелии надо было сажать целиком и надолго — по-моему, вскоре так и произошло.

Конечно, дороги становятся лучше. Водители постепенно обретают полезные навыки культурного поведения на дороге. Это долгий, медленный, трудный эволюционный процесс. Если мы опять не обвалимся в какую-нибудь очередную историческую яму, его плоды будут понемножку сказываться.

— Этот номер журнала мы назвали «женским», и читать его, как предполагаем, будут преимущественно женщины. А среди них есть немало «бабаза ру». Хотите что-то сказать нашим тверитянкам, которые каждый день садятся за руль? Напутствие, дорожная примета, водительская байка?

— Одна моя подруга, которая тоже взялась за руль в солидном возрасте, каждый раз, садясь в машину, произносит длинную самодеятельную молитву. У меня тоже имеется личное заклинание. Какое — не скажу, нельзя, это тайна. Завет между мной и высшими силами Дороги. И нечто подобное, я знаю, есть у многих водительниц. Помогают ли подобные трогательные самоделки? Не знаю! Однако вот жива до сих пор. Я искренне симпатизирую женщинам-водительницам, да и вообще трудовым женщинам сочувствую, но я их не идеализирую. Мало еще среди них по-настоящему великодушных и справедливых людей, много в их природе темного, мелочного, злобного, самодовольного. Нам всем, и мужчинам, и женщинам, придется еще долго и кропотливо работать над собой, чтобы стать выше, лучше, умнее. Чтобы одолеть непростые русские пути и прибыть в свой час к Создателю, сохранив и умножив Его дары.

— Доводилось ли Вам за рулем проезжать через нашу Тверскую область? Какие впечатления от нашей малой родины?

—  К сожалению, я никогда не была ни в Твери, ни в Тверской области, и очень жалею, хочу побывать, именно что с ветерком на машине приехать, но все никак не выходит, увы.

Спрашивал Владислав ТОЛСТОВ

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделись новостью с друзьями
Поделись новостью с друзьями:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: