Страсти по Толстому: Владимир Коломак представил спектакль в Театре драмы

  • 11 марта 2021, Четверг 19:30
  • 3865
Страсти по Толстому: Владимир Коломак представил спектакль в Театре драмы
Фото: Вышневолоцкий театр драмы

10 марта в стенах Тверского драмтеатра прошла постановка по повести Льва Николаевича Толстого “Дьявол” в исполнении актеров Вышневолоцкого драматического театра. Спектакль носит достаточно броское название “История страсти”. Так что же там за история, о какой страсти идет речь? Корреспонденты Тверьлайф оценили сценическое действо своими глазами и готовы рассказать, что же творится в убыточном поместье в русской глубинке.

Пьесу, что легла в основу этой постановки, Толстой писал втайне, когда уже поклялся больше ничего и никогда не писать из художественной литературы. Его жена была крайне заинтересована в том, чтоб так оно и оставалось. Льву Николаевичу приходилось каждый раз зашивать рукопись в обивку кресла, дабы ее не обнаружила суженная. Она читала все его записи: он писал дневник для себя, после писал дневник для жены. Однако же она умудрялась находить и читать оба варианта.

Повесть была напечатана, задумайтесь, только в СССР, в 1932 году. Срежиссировал для Вышневолоцкого театра драмы эту постановку Владимир Коломак.

Действие спектакля, как и повести, разворачивается в русской глубинке. Молодой человек дворянских кровей Евгений Иртенев становится наследником большого имения в деревне. Его отец из-за своего кутежа заграницей привел имение в запустение. Евгению советовали, разумеется, продать этот груз и вовсе больше не беспокоиться. Но он принял решение привести землю к процветанию и переехал в жить в деревню. Ему было 26 лет и он действительно горел идеей. Смотря на актера на сцене, действительно веришь ему, понимаешь, что молодой дворянин делает это по моральным соображениям.

Евгений считался человеком порядочным во всех отношениях. Даже в моменты его безумного влечения к местной крестьянке Степаниде, что, к слову, превосходно обыграно отличной работой света и музыки. К слову, музыкальной и световой составляющей, как и впрочем всей технической части постановки – наше почтение. Атмосфера ощущается великолепно. Пение Степаниды в исполнении Ирины Петровой завораживает и при этом нагоняет мурашек. Есть в ее голосе нечто чарующе-пугающее.

Стоит заметить, что вся труппа театра была “на своем месте”. Актерам достались фактурные роли, подходящие под их внешность целиком и полностью. Монологи Евгения Иртенева в исполнении Алексея Чимичакова заставляют неволей задуматься о правильности расставленных в жизни приоритетов.

Интересно находить свое отражение в персонажах спектаклей, фильмов или книг. Это своеобразный взгляд со стороны. Частично, но дающий понимание каких-то своих косяков. Иногда даже знакомит очно с внутренними демонами. Подобные вещи редко кого оставляют равнодушными. Такую тенденцию можно заметить в экранизациях и инсценировках произведений русских классиков.

Занимателен тот факт, как сильно разнятся настроения в первом и втором действиях. В моменте поездки семейства Иртеневых и жены Евгения Лизы в Крым начинает веять Чеховым. Многослойное повествование, отсылки к Ялте и морю. Невольно ловишь ощущение, что накал прошёл. Но спектаклю это на руку. После их возвращения в имение, жизнь налаживается, а зритель верит в это. Какое-то время пусть так и остается. Ведь зритель хочет верить. Отношения между Евгением и Лизой вполне можно назвать эталонными в понимании чувств и доверия к друг другу.

Но в каждой бочке меда есть бочка приворота. Евгения грызет изнутри влечения к Степаниде. Угрызения совести, тяготы влечения переданы потрясающе через язык тела и монологи актера. Он не понимает, что происходит. “Я погиб, я погиб”, – кричит он истошно. Винит Степаниду в привороте и колдовстве. Но так ли это? Вопрос пока остается открытым, не забудем про него.

Доходит все до того, что Евгений все же срывает с поводка своих демонов, что в совокупности с игрой музыки и света дает непревзойденный результат. Пелена застелила глаза Иртеневу, он не мыслит, что творит. В сцене его побега в сторожку, где он до женитьбы забавлялся со Степанидой, зритель из зала может найти себя. Множество подобных случаев было у множества мужчин. Когда страсть брала верх над здравомыслием, а понимание происходящего уходило в небытие. Так и здесь, на сцене.

В какой-то момент доля здравомыслия берет над Евгением победу. Он велит не пускать более Степаниду в дом на уборку. Казалось бы, на этом его мучения закончились. Евгений рад и счастлив. Все чувства, что дает данная постановка, ощущаются одинаково глубоко. Неважно, какого толка эти чувства. Важно, что с трансляцией этих эмоций, ощущений театр справляется на ура.

Постановка постоянно вводит в заблуждение зрителя, используя приемы отвлечения при помощи музыки, света, актерской игры. Эффект неожиданности стоит здесь на одном из главных мест. Яркий тому пример – окончание спектакля. Происходит сцена, в которой задействованы почти все персонажи истории. Все тихо и спокойно, музыка вовсе не предвещает беды, но вдруг Евгений совершает роковой поступок. Он не в силах более терпеть давление Степаниды, он сломлен. Он убивает её. Из положительного во всех нормах человека, он превращается в загнанного зверя, который после наказания возвращается алкоголиком и лентяем. Он сломан, а у зрителя в голове лишь немой вопрос: так в чем же причина? Приворот или просто слабая и гнилая натура? Ответ каждый выберет себе сам. В этом и состоит история страсти.

Стоит ли вообще тратить время на эту постановку? Если вы любите подумать, погадать, порефлексировать – разумеется. Но знайте сразу, что спектакль наталкивает на множество мыслей, и не всегда и не у всех эти мысли будут положительные.

 

Страсти кипят в русской глубинке
Фото: Вышневолоцкий театр драмы
Страсти кипят в русской глубинке
Фото: Егор Нестеров
Страсти кипят в русской глубинке
Фото: Вышневолоцкий театр драмы

Текст: Егор Нестеров

0

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделись новостью с друзьями
Поделись новостью с друзьями:

Похожие записи

Ничего не найдено

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: