
Люди приходят в театр, чтобы увидеть спектакль, зрелище, которое тронет их душу, что-то изменит в их жизни, или, чтобы просто отдохнуть и развлечься. Люди идут в театр за чудом, погружением в другой мир.
Но спектакль это не только игра актеров и режиссура, это ещё и слаженная работа декораторов, монтировщиков, звукооператоров, костюмеров. И то, что происходит за сценой, не менее интересно, чем то, что происходит на ней.
Корреспондент Tverlife отправился в Тверской театр юного зрителя, чтобы поговорить с теми, кто работает за кулисами.
— Привет, читатель должен знать героя в лицо. Расскажи, как тебя зовут и какая у тебя должность.
Милашевич Никита. Я работаю машинистом сцены, 5 разряд.
— Никита, а где ты учился? Нужно ли какое-то специальное образование, чтобы работать здесь? Работаешь ли ты по профессии?
Я окончил Тверской колледж культуры имени Н.А. Львова. Специальность у меня народное художественное творчество, вид — театральное творчество. Работаю ли я по профессии? Тут все неоднозначно. Моя квалификация — руководитель любительского творческого коллектива. В общем, я — педагог. Нет, я не занимаюсь педагогической деятельностью, и да, я нахожусь в театральной сфере по сей день.
— Почему ты выбрал именно ТЮЗ?
ТЮЗ всегда был моим любимым театром Твери, он всегда динамичен, его сцена способна ко всякого рода трансформациям и видоизменениям. В этих стенах одинаково органично существуют и спектакли о войне, о семейных трагедиях, и прекрасные детские сказки. Энергия, стремление к поиску нового, уважение к классике — факторы, выделяющие Тверской театр юного зрителя.
— Итак, ты работаешь с декорациями. Насколько сложно воплощать задумку художника?
Спектакли разные, задумки разные, декорации разные. Часто декорация доделывается в ходе самих репетиций. Это целая жизнь, бурлящая, неудержимая, и каждый здесь знает свое дело.
Да, иногда возникают вопросы, как нарисованное на листе реализовать с технической точки зрения. Обычно нет времени задумываться о том, сложно это или просто. Это всегда интересная задача, которую нужно решить.
— Сколько в среднем занимает собрать и разобрать декорации?
От 40 минут до 8 часов, в зависимости от спектакля. Бывают разные ситуации, и среднего времени тут не назвать.
— Скажи, а что самое сложное в твоей работе?
Оставаться во внимании. Невнимательность — главный враг в любой работе. Очень просто недокрутить гайку, забыть закрутить саморез. Но нужно помнить, что порой от этого зависит безопасность актера и зрителя. Скорее, это не самое «сложное», это самое важное. Оставаться во внимании, не отвлекаться на лишнее.
— А самое простое?
Носить декорации из мест их хранения на сцену.
— По твоему мнению, как взаимодействуют актеры с декорациями, а также актеры непосредственно с вами.
У каждой сказки, у каждого спектакля есть еще одна жизнь — то, что происходит за кулисами. Это слаженный механизм, в котором от каждого человека зависит успех спектакля. Чуть отвлечешься, не успеешь подать актеру его реквизит, и сцена может не состояться. Мы помогаем артистам в громоздких костюмах появляться на сцене, несем ответственность за всю техническую составляющую спектакля, подаем реквизит, делаем перестановки и выполняем множество уникальных для каждого спектакля задач. Где-то нужно стул переставить, где-то устроить листопад, а где-то артиста утащить за ноги за кулисы.
Мы сильно зависим от актеров, актеры сильно зависят от нас. В этом состоит уникальность театра: здесь нет неважных и ненужных. От профессионализма и заинтересованности каждого зависит все.
— Ну и еще парочка вопросов. Какие особенности существуют в твоей профессии? Опасно ли это?
Особенность работы в театре в том, что её нельзя назвать работой. Скорее, службой. Невозможно отложить на завтра монтировку спектакля. Невозможно просто не прийти на спектакль, в котором ты так или иначе задействован.
Театр — крайне трудоемкая и ответственная профессия. Здесь каждый служит своему делу, каждый служит своим коллегам. Можно сказать, каждый служит каждому, и все это ради того, чтобы зритель, сидящий в зале, мог получать максимум энергии и эмоций от просмотра спектакля.
Автор текста и фото: Екатерина Чернышкова