«С «лейкой» и с блокнотом, а то и с пулеметом»: как воевали и писали калининские журналисты

  • 9 мая 2024, Четверг 10:45
  • 901
«С «лейкой» и с блокнотом, а то и с пулеметом»: как воевали и писали калининские журналисты

Заголовок статьи — строки из песни Константина Симонова «Корреспондентская застольная», которые лучше всего передают дух военного времени для советских журналистов, и далеко неслучайно именно эта задорная и горькая песня стала гимном военных корреспондентов.

В преддверии важнейшего праздника для нашей страны – Дня Победы, мы хотим вспомнить имена трех корреспондентов, уроженцев тверской земли, которые ковали победу на страницах печатных изданий, прошли через ужасы войны, а в мирное время связали свою жизнь с печатными изданиями и смогли ярко, талантливо рассказать читателю о подвиге советского человека.

 Борис Полевой

Борис Николаевич Кампов известен широкой общественности под фамилией Полевой. Его имя неразрывно связано с Калинином, где он провел свои детство и юность. И нам особенно приятно еще раз напомнить, что начинал Полевой в редакции «Пролетарской правды», областной газеты, традиции которой сейчас продолжает коллектив РИА «Верхневолжье».

В годы Великой Отечественной войны Борис Полевой находился в действующей армии в качестве корреспондента «Правды», в том числе на Калининском фронте. Будучи свидетелем боевых действий великой войны, он делился с читателями впечатлениями о сражениях с врагом: репортажи Полевого были яркими, динамичными, эмоциональными и читались на одном дыхании.

Накопленный за время войны материал стал основой для будущих книг писателя. Громкую славу вместе со Сталинской премией ему принесла «Повесть о настоящем человеке» (12+), посвящённая подвигу Героя Советского Союза, лётчика Алексея Маресьева: настоящий бестселлер советской литературы, на котором выросли целые поколения мальчишек и девчонок. Сталинской премией была также отмечена книга «Мы-советские люди» (12+). В ней Полевой собрал истории участников Великой Отечественной войны, которые ценой собственной жизни защищали Родину: у всех героев были реальные прототипы, с которыми Полевой сталкивался на фронте.

Александр Гевелинг

Особое место в истории Калинина – Твери занимает творчество Александра Феодосьевича Гевелинга. Он родился в 1928 году, когда в Калинин вошли оккупанты, мальчику было всего 13 лет, но столкнуться ему довелось с очень взрослыми, тяжкими испытаниями. Подросток вместе с матерью покидает занятый немцами город.  После освобождения Калинина  семья возвращается домой, и паренек идет работать. Будущий поэт начинает с профессии… кровельщика, а потом трудится в кинотеатре «Звезда», освоив ремесло киномеханика. В 1944 году юный Гевелинг, которому на тот момент было всего 16 лет, вместе с эвакуационным госпиталем едет в полосу наступления 3-го Белорусского фронта и крутит там кино в палатах госпиталей, поднимая настроение легкораненым красноармейцам.  Звучит весело, а на деле парень очень рисковал, ведь фронт был в двух шагах, госпитали бомбили и обстреливали. В августе юноша получил тяжелое ранение и вынужденно вернулся домой, где устроился на работу в школу фабрично-заводского обучения. В дальнейшем свою жизнь Александр Гевелинг связал с «Калининской правдой», став одним из ее ярчайших и известнейших журналистов. Но кроме журналистского дара, в парне открылся еще один талант – поэтический: первое его стихотворение было опубликовано в «Пролетарской правде» в 1945 году, всего же за жизнь Александр Гевелинг подарил читателям около 15 поэтических сборников. Он не только и сам был прекрасным лириком: что немаловажно, имел отличный литературный вкус, ценил и поддерживал таланты, помогал им пробиться к читателю.

Именно Гевелингу принадлежат строки о ратных и трудовых подвигах наших земляков, которые начертаны на медных плитах в основании обелиска Победы, открытого в нашем городе 16 декабря 1970 года. Военная тема занимает в его творчестве большое место.

 Виктор Курочкин

Уроженец Старицкого района Тверской области Виктор Александрович Курочкин раз и навсегда вошел в историю русской военной прозы с повестью «На войне как на войне» (12+), в основу которой положены его личные впечатления о Великой Отечественной. В первые ее годы он пережил ужасы блокады Ленинграда, был эвакуирован из осажденного города в крайне истощенном состоянии и выжил чудом. С 1943 года Курочкин, офицер Красной Армии, бился за Родину на фронте, став участником сразу нескольких эпохальных сражений: Курская битва, форсирование Днепра, освобождение Киева. Был награжден орденом Красной Звезды, орденами Отечественной войны I и II степени, медалями «За взятие Берлина», «За победу над Германией». После войны Виктор Курочкин стал журналистом, трудился в ленинградских газетах «Ленинградская правда» и «Смена». Его повесть «На войне как на войне» была опубликована в 1965 году в журнале «Молодая гвардия», и это был храбрый поступок со стороны редакции: до этого Курочкин отправил рукопись в пять журналов, но будущую классику «лейтенантской прозы» везде отвергли. Редакторов пугала «жизненность» повести, ее неприукрашенная реальность: без пафоса, фанфар и громких лозунгов, простым человеческим языком Курочкин рассказал о войне так, как ее видели сами солдаты и офицеры. В начале шестидесятых это было настоящим потрясением основ: но повесть вышла, ее одобрили и зачитали до дыр фронтовики, тем самым подтвердив – это она, нужная как воздух окопная правда. И литературные шлюзы открылись: одна за другой пошли талантливые повести и романы разных авторов, ставшие классикой русской военной прозы: но Курочкин, наш коллега-журналист и земляк, был на этой ниве одним из первых.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделись новостью с друзьями
Поделись новостью с друзьями:
Еще больше актуальных новостей о культурной жизни Твери читайте в нашем Телеграм-канале