Российский первопроходец цветной фотографии оставил свой след в Тверской области

  • 7 сентября 2023, Четверг 18:11
  • 3203
Российский первопроходец цветной фотографии оставил свой след в Тверской области
Фото: С. М. Прокудин-Горский/издание «Храмы России». Исток Волги (у деревни Волговерховье) 1910 год

В Тверской области практически незамеченным остался юбилей человека, много сделавшего для сохранения памяти о ее историческом наследии, сообщают «Тверские ведомости» .  На днях исполнилось 160 лет со дня рождения Прокудина-Горского – первопроходца цветной фотографии.

Сергей Михайлович родился во Владимирской губернии, в имении с названием Фуникова Гора. В геральдике слово «гора» означало, что это имение даровано «с самого верха». Поэтому потомки боярина Прокуди, которому эти земли пожаловал сам Дмитрий Донской, прибавили к своей фамилии указание – Горские.

Молодой Прокудин-Горский изучал физику, математику, химию, одно время учился на военного хирурга, работал санитаром в приюте, слушал лекции в Академии живописи – в общем, явно искал себе дело по душе. Потом женился на дочери директора товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов и стал директором правления на предприятиях тестя. Как человека состоятельного, неглупого и к тому же аристократа, его пригласили в правление Русского императорского технического общества. А там назначили начальником пятого отдела, который занимался вопросами фотографии.

Это было время зарождения цветного изображения. Прокудин-Горский ездил в Германию учиться в фотомеханической школе немецкого инженера-оптика Адольфа Мите, который для цветной съемки придумал сложную систему цветных фильтров. Он усовершенствовал изобретение своего учителя и запатентовал свое изобретение.

Прокудин-Горский построил фотокамеру, где каждый снимок делался три раза – через фильтры красного, синего и зеленого цветов. С этого негатива изготовлялся тройной позитив, а для просмотра фотографий использовался проектор с тремя объективами. Каждый кадр проецировался через светофильтр своего цвета, при этом все три световых пучка сводились в одну точку, давая полноцветное изображение. Когда в 1902 году Прокудин-Горский представил свое изобретение на заседании технического общества, публика восторженно аплодировала фотографиям «в натуральном цвете».

Как восстановили мечеть Биби-Ханым

Являясь неплохим бизнесменом, Прокудин-Горский стал зарабатывать, выпуская наборы цветных открыток, которые фотографы привозили из экспедиций. За альбом «Виды и типы Западной Сибири» авторы получили Большую золотую медаль Русского географического общества.

В начале 1907 года Прокудин-Горский отправился в Среднюю Азию, чтобы сфотографировать солнечное затмение. Экспедиция прибыла в Самаркандскую область, но небо затянуло тучами, сфотографировать затмение не вышло, и Прокудин-Горский предложил спуститься в долину и заснять архитектурные виды Самарканда. Жемчужиной его коллекции стали снимки мечети Биби-Ханым, крупнейшей в то время мечети в мире. Через девять месяцев после экспедиции страшное землетрясение обрушило ее купол…

Тогда-то Прокудин-Горский осознал: цветная фотография – единственное, что позволит сохранить вид архитектурного памятника. По его фотографиям впоследствии мечеть полностью восстановили. И это не единственный случай! Уже в советское время фотографии древних ваз из коллекции Эрмитажа, сделанные Прокудиным-Горским, использовали для их реставрации, а совсем недавно по его же фотографиям гидрографы вычислили перепады уровня воды на разных участках Волги.

Коллекция Российской империи

В 1908 году Прокудин-Горский решил создать «коллекцию достопримечательностей Российской империи». Его главным помощником в этой миссии стали не кто иной, как император Николай Второй. Всё началось с организации в Академии художеств выставки и демонстрации достижений русских фотографов. На вечер, помимо членов Государственной Думы и Государственного Совета, были приглашены и члены императорского дома. Сам император заинтересовался цветными работами фотомастера и спросил, чем может помочь. Прокудин-Горский рассказал о своей идее создать Коллекцию, и царь дал проекту зеленый свет.

Специально для экспедиции организовали особый вагон, в котором была оборудована передвижная фотолаборатория. Вагон прицеплялся к поезду, останавливался на станции в той местности, где собирались вести фотосъемку. Днем снимали, ночью проявляли пластинки и печатали снимки. Если нужно было передвигаться по водным путям, экспедиция размещалась на корабле «Шексна». Во время поездок по России в кармане Прокудина-Горского лежал указ императора о праве доступа в любой уголок страны.

Сергей Михайлович собирал Коллекцию шесть лет, непрерывно колеся по стране, от западных границ до Урала, Средней Азии и Кавказа. Он фотографировал заводы, речные каналы, виды городов, старинные храмы и монастыри, памятники истории и культуры, местных жителей, занятия населения, пейзажи. Было сделано около 2000 снимков, из них 140 – в Тверской губернии.

Тропой Прокудина-Горского

После революции Прокудин-Горский возглавил специально созданный для него институт фотографии, но летом 1918 года, после расстрела царской семьи, фотограф спешно уехал в эмиграцию, захватив с собой всю Коллекцию. В 1944 году Сергей Прокудин-Горский скончался, а его наследники продали Коллекцию Библиотеке Конгресса США, где она хранится до сих пор. Все фотографии русского фотографа стали общемировым достоянием, их выложили на сайте.

В 2006 году эти фотографии увидели краеведы из Западной Двины. Один из них, Алексей Попов, установил даже точку съемки, с которой Прокудин-Горский делал снимки. И написал об этой экспедиции книгу «Тропой Прокудина-Горского». На следующий год вместе с сыном и внуком он поставил у начала тропы памятный стенд, на котором описывается история посещения здешних мест великим фотографом. Это единственный артефакт во всей Тверской области, напоминающий о том, что российский первопроходец цветной фотографии когда-то здесь был.

Тверь Вид на левый берег Волги с церковью Воскресения (Трех исповедников) Лето 1910 года
Фото: С. М. Прокудин-Горский/издание «Храмы России». Тверь Вид на левый берег Волги с церковью Воскресения (Трех исповедников). Лето 1910 года
Троицкий собор в г Осташкове 1910 май
Фото: С. М. Прокудин-Горский/издание «Храмы России». Троицкий собор в г. Осташков. Май 1910 г
Вид на монастырь (Нила Столобенксогог) из Светлицы. (озеро Селигер) 1910 год
Фото: С. М. Прокудин-Горский/издание «Храмы России». Вид на монастырь (Нила Столобенского) из Светлицы. (озеро Селигер) 1910 год
Врата с южн стороны Преображенсклго собора в г Твери 1910 год
Фото: С. М. Прокудин-Горский/издание «Храмы России». Врата с южной стороны Преображенского собора в г Тверь 1910 год
Гостиница АГ Барского (бывшая Федухина Пожарского) в г Торжке
Фото: С. М. Прокудин-Горский/издание «Храмы России». Гостиница А.Г. Барского (бывшая Федухина Пожарского) в г Торжок

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделись новостью с друзьями
Поделись новостью с друзьями:
Еще больше актуальных новостей о культурной жизни Твери читайте в нашем Телеграм-канале